Девочка, родившаяся без рук, уверенно встает на ноги

Женя стала отличницей в школе и поступает в институт

Одиннадцать лет назад я пришла в этот дом, увидела Женю и мои внутренние часы остановились. Как в детективах: комиссар смотрит на часы погибшего человека и понимает, что его убили в пять-тридцать.

Женя стала отличницей в школе и поступает в институт

Женя родилась 28 августа 1996 года. Без рук. Ее родители не нашли в себе сил забрать ребенка из роддома и никто им не судья. Женю взяли бабушка с дедушкой. Оформили опеку и стали жить на другой планете. Раньше они были как все, а теперь оказались людьми, на которых все оборачивались. Бабушке, Людмиле Петровне Ширкиной, было тогда всего 45 лет, она и сама еще могла стать матерью. Ею и стала: беспомощный ребенок с первых дней жизни рядом видел ее. И деда, которому в ту пору был 41 год.

Так и осталось в памяти: посреди комнаты стоит дитя в пестреньком платьице с пустыми рукавами, а рядом мужчина смотрит на нее и глаз оторвать не может.

Для того, чтобы поставить на ноги такого ребенка, нужны не деньги и не дворец – нужно всецело отказаться от себя, и при этом помнить, что назад дороги нет.

***

Людмила Петровна пришла в роддом на второй день. Вернулась домой и сказала мужу и дочери (Жениной тете): я ребенка не оставлю. Ты, Толя, можешь уйти и найти себе другую женщину. А если вы не хотите, чтобы она жила здесь, я уйду из дома и буду рядом с ней, где придется, в детском доме или в интернате…

И муж ответил: ты что, с ума сошла? Конечно, возьмем.

Я не верю в то, что браки совершаются на небесах. Но то, что у каждого из нас где-то есть вторая половина, для меня истина в последней инстанции. Просто большинство так свою половину и не находит. А Людмила Петровна нашла.

И эта половина, симпатичный 18-летний Толя Ширкин, жил в том же самом общежитии на Новозаводской улице. Оба учились на крановщиков портальных кранов, потом и работали на этих громадинах в Западном порту. На старых фотографиях он – высокий, улыбчивый, как сказала Людмила Петровна «красавец же был, смотреть не оторвешься». И рядом она: серьезная барышня с ямочками на щеках.

Они прожили вместе 37 лет и ни разу не поссорились.

То есть она-то кричала, сердилась – без этого не бывает – но поругаться с мужем так и не смогла. Он все переводил в шутку. А не кричал потому, что считал: не мужское это дело.

На кране проработал 35 лет, до инфаркта.Умел все. Когда вышел на пенсию, после школы встречал жену и внучку замечательными обедами и затейливой выпечкой. Булочки с чесноком, ватрушки, пирожки с чем хочешь, беляши, чебуреки – все умел. Это он у матери выучился, у Александры Дмитриевны Ширкиной, фабричной работницы из Касимова. С ее пожелтевшей фотографии смотрит такой солнечный человек, что хоть к больному месту прикладывай, чтоб зажило.

И каждый год в день свадьбы приносил домой торт, цветы и шампанское.

В 2011 году Анатолий Андреевич за 8 месяцев сгорел от рака. Женя сказала: « они с бабушкой были самой лучшей семейной парой на свете. И дед всегда был рядом.Он мне все разрешал, рисовал со мной. Но ведь как расскажешь?»

Это точно. Просто Анатолий Андреевич Ширкин, пока жена кормила, купала и водила Женю в детский сад и в школу, держал над ними небо. И уж теперь не поймешь, отказались они от себя или наоборот, но только любви им хватило не только друг на друга, но и на Женю. Поэтому Женя твердо верит в то, что когда-нибудь сможет обнять бабушку.

***

Женя учится в 11 классе.

В дневнике – одни пятерки. Буквально: никаких других оценок там нет. Дневник заполнен каллиграфическим почерком. У меня в сознании эта картина так и не уложилась, ведь пишет Женя ногой. И не только пишет – она прекрасно рисует и у нее были персональные выставки.

Из последних рисунков Женя показала мне собор Парижской Богоматери. Она его не видела, пользовалась фотографией. Поэтому, объяснила она, собор нарисован похоже, а те здания, что рядом, она придумала. Ей нравится разговаривать о путешествиях, да и путешествия тоже нравятся.

Семь лет назад автор «Непутевых заметок» Дмитрий Крылов отвез Женю с бабушкой в Израиль. Когда пришли к Гробу Господню, Женя дотронулась до него ногой. Смотритель сделал ей замечание, а потом извинился.

Три раза в неделю они с бабушкой ездят на подготовительные курсы в Иняз. Людмила Петровна сказала, что Женя ни разу не приехала не подготовленной, как никогда не приходит в школу, не выучив урок. У нее просто нет слова «потом», она все задания делает в тот же день.

***

Я спросила, как люди реагируют на Женю.

Людмила Петровна ответила, что однажды, давным-давно, проходившая мимо старуха спросила, почему у ребенка нет рук – и все. Когда Жене было три года, она задала бабушке тот же вопрос, и бабушка ответила, что такой ее создал бог. У одного человека нет ног, у другого– зрения. Больше Женя об этом не спрашивала.

Наверное, у нее есть более важные вопросы. Она надеется, что рано или поздно у нее появятся руки. Ведь научились же люди делать сердце.

У Ширкиных на антресоли пылится три пары протезов, сделанных в России. Женя наотрез отказалась их носить, потому что они чудовищно тяжелые. Эта «броня» крепится на поясе, очень стесняет движения и делает человека похожим на Железного Дровосека. И главное – такими «руками» ничего нельзя делать.

Беда в том, что у нее есть лишь половина правой ключицы, а левой нет вообще. Говорят, что отсутствие полноценного плечевого пояса препятствует изготовлению биопротезов. Но это пока только разговоры. У Людмилы Петровны и Жени сейчас нет ни минуты свободного времени. Цель – успешно сдать экзамены и поступить в институт.

А я почему-то не сомневаюсь в том, что такие протезы делают, нужно только узнать, где. После праздников переведем на английский язык выписку из истории болезни и отправим в разные страны.

***

В 2002 году Ширкины отчаянно нуждались в помощи. Вся большая семья: Людмила Петровна с мужем, их сын, дочь с мужем и сыном, и Женя были прописаны в маленькой двухкомнатной квартире. Мы напечатали статью и первый российский уполномоченный по правам ребенка Алексей Головань добился того, что буквально через три месяца семья получила ордер на прекрасную квартиру в новом доме.

Сейчас решается Женина судьба. Для нее поступление в Московский государственный лингвистический университет – вопрос не карьеры, а полноценной осмысленной жизни.

Я спросила Людмилу Петровну, какая нужна помощь. Она ответила: у нас все хорошо. Пока справляемся сами.

Это как же? Ребенок без рук, бабушке седьмой десяток, живут на две пенсии – и ничего не просят?

От уныния и полной погибели есть только одно средство: не держать на людей зла и не завидовать. Людмила Петровна сказала: « Не люблю ругаться и людей на злобу заводить. Зло разъедает. У меня все хорошо. Мне некогда жаловаться. Живем и радуемся жизни».

Только так и можно выстоять.

Только так можно взлететь.

Летом, если все будет хорошо и Женя поступит в институт, они мечтают сделать ремонт.

А еще Людмила Петровна сказала, что Женя обязательно выйдет замуж и станет мамой. Так и сказала: « Я точно знаю».

***

Нашлись люди, которые помогают Людмиле Петровне и Жене: Зинаида Драгункина, Светлана Прасолова, Елена Смирнова, Елена Кондратьевна, Александр Романович, Елена Викторовна. Без помощи они не справятся. Но только Людмила Петровна даже не догадывается, что они с Женей тоже помогают другим. Они не сдаются. И глядя на них, становится стыдно ныть и завидовать.

***

Благодарим Юлию Белову,Ольгу Добренко, Виктора Давыдовича, Марину Викторону Астахову и всех сотрудников правового управления ГУ МВД по Москве, Ирину Семеновну, Елену Бухарину, Марину и Татьяну, Кирилла Павловича, Нелли Андреевну, Наталью Томишко, Светлану Алексеевну, Дмитрия Потапкина и всех, кого не сумели назвать.

Особая благодарность Александру Сучкову за неустанную помощь детям, которые остро нуждаются в паллиативной поддержке, и детям с синдромом Хантера.

Звоните нам по телефону:

8-495-665-72-72, доб.74-66, 74-64

ВНИМАНИЕ!

У нас изменился E-mail: info@mk.ru ( с пометкой «Соломинка» )

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру