Победительница теннисного Кубка Кремля посоветовала, с какими мыслями надо выходить на корт

Анастасия Павлюченкова: Подушка на голове? Это необязательно

Анастасия Павлюченкова впервые за семь лет (после Елены Дементьевой, которая сделала это в 2007 году) принесла России победу на домашнем Кубке Кремля, к тому же еще и на юбилейном. Знаменитая Мартина Хингис, побывавшая в роли наставника Насти, как-то говорила, что возможности Павлюченковой безграничны и что она умеет учиться. А на победах, как известно, спортсмены учатся быстро. «Безумно рада победе, — говорит сегодня сама Настя. И добавляет: — И безумно устала. Надо отдохнуть. И очень хочется встретить Новый год дома».

Анастасия Павлюченкова: Подушка на голове? Это необязательно

— Ну, что же вы, Настя? А вот ваши коллеги-мужчины заявляют, что это не они осенью играют долго, а женщины — мало.

— Ну нет, я за короткий календарь. Представить, что сейчас нужно было бы ехать еще на два-три турнира? Не могу, сил не осталось.

— В недавнем интервью «МК» Шамиль Тарпищев говорил о том, что нынешний теннис даже противоречит медицине — невозможно находиться на пике формы весь год. Но ведь приходится.

— Да, никого не волнует, где ты — на пике, около него или вообще далеко. Все смотрят на результат и хотят видеть только позитив. И если что-то не то происходит, то сразу возникают вопросы к команде и к тебе лично. А ты, в свою очередь, начинаешь расстраиваться, что не смогла выйти на пик и показать хорошую игру. Но, поверьте, иногда это сделать очень сложно, так как у нас на протяжении всего года и почти каждую неделю — важный турнир. Помимо четырех Больших шлемов есть еще пять важных и крупных турниров. И каждую неделю с января по конец октября идут соревнования — проведешь какое-то неважно или вообще месяц плохо сложится, тебя тут же обходят в рейтинге. А турнир состоит из пяти матчей, Большой шлем — из семи, и, как понимаете, в каждом матче надо выходить и играть минимум полтора-два часа, а то и три. И чаще — на жаре, это не всегда, мягко говоря, комфортно, в прямом смысле слова приходится голову остужать, прикладывая лед. Все время быть на пике — это невозможно. Бывают матчи, где у тебя просто ничего не получается.

— Этим и объясняется, что топовая спортсменка может иной раз легко проиграть более слабой теннисистке?

— А вы обратили внимание, что раньше таких случаев было намного меньше? Почти все топовые игроки справлялись с соперницами без проблем. Кстати, мне, например, Мартина Хингис рассказывала, что раньше до четвертьфинала Большого шлема она почти всех обыгрывала легко. То есть за первые четыре матча вообще не возникало никаких проблем. Сейчас же теннис очень поменялся, настолько он стал физическим, понимаете, что я хочу сказать. Все тренируются, работают, вкладывают деньги, у всех большие команды, естественно, конкуренция растет. Спортсмены хотят совершенствоваться. Посмотрите, как изменилась сила ударов — и на Большом шлеме уже с первого-второго круга можно любому проиграть. Так просто уже никуда не пройдешь.

— В связи с этим вопрос: внутренняя жесткая конкуренция помогает или уже мешает?

— Все же конкуренция — это плюс. Без нее, думаю, из меня бы ничего и не вышло. Очень часто за границей задают вопрос: почему в России так много девушек и они так хорошо играют, лучше, чем мужчины? За мужчин, я слышала, на пресс-конференции уже Евгений Кафельников ответил: упали в яму, но теперь начинается подъем, он в этом уверен. А про женщин я так скажу: считаю, конкуренция нам только в помощь. Я всегда говорила: если ты хочешь быть лучшей в мире, достаточно быть лучшей в России. В принципе так и есть: если ты лучший в России, значит, ты в топовой пятерке как минимум.

Конечно, есть в острой конкуренции и минус — тебя всегда могут подвинуть, если, не дай бог, какая-то травма или ты проиграл турнир, а уж тем более неудачно провел год. Но опять же: если не будет угрозы, то все и расслабятся, и я в том числе. А так — всегда подстегиваешь себя мыслями о соперницах.

— Но эти мысли могут и выбивать из колеи — есть же элементарный страх: ты еще не восстановился или не раскрылся, не набрал форму, а свои же и слопают…

— Честно? А ведь каждый выход на корт — это определенный мини-страх. Потому что лично я хочу выиграть у каждого и каждый матч. Знаете, как хотелось выиграть Кубок Кремля? Такая домашняя ответственность, и зрители свои, и родственники здесь, и друзья. Дома все желаннее, все хотят. Но такие эмоции закаляют. Если у тебя такой потенциал, если ты должен быть лучшим, ты им будешь. И это будет сразу видно — по тому, как ты справляешься с собой. Надо ведь не только хорошо играть, но и справляться с нервами. Волнением, той же конкуренцией. Надо прорываться. До какого-то момента я все время играла под безумным грузом ответственности, после неудачи было трудно думать о чем-то положительном. Но в теннисе очень важна уверенность — ты не должен допустить мысль, что можешь проиграть.

— Научились?

— Надеюсь. В конце сезона я обычно говорю, что следующий год будет лучше. Да, Большой шлем, конечно… Для того чтобы выйти на этот уровень, нужны другие кондиции — и физические, и моральные. Титул хочется завоевать. Буду работать, надеюсь прогрессировать. Например, на Кубке Кремля несколько лет я проигрывала на ранней стадии. В прошлом году дошла до полуфинала. Сейчас нужно было обязательно выступить не хуже, чтобы не упасть в рейтинге.

— На пути к финалу вы оценивали себя достаточно критично.

— По-разному. Еще и хвалила себя — что даже в трудной ситуации за счет бойцовских качеств боролась, до последнего терпела. Вообще-то если честно сказать, то не в самой лучшей форме я подошла к турниру, еще какой-то вирус в Азии поймала. Но турнир-то домашний и последний в году, я вложила в него все силы. Да, я знала, что не будет девочек из мировой пятерки, но состав в Москве всегда сильный. Играли и Екатерина Макарова, и Лена Веснина, и Света Кузнецова. Русская конкуренция, о которой мы говорили, всегда очень сложна. А первая ракетка турнира Доминика Цибулкова? А Ирина Бегу? Я наблюдала за ней на протяжении всего турнира. Видно, что играет на уверенности. У нее колоссальный потенциал, она в прошлом году показывала хорошие результаты, в этом значительно прибавила, у нас был поединок упорный, нелегкий. Еще раз скажу: безумно рада, что победила в Москве.

— Это ведь еще был и конец сезона.

— Наверное, я не могла бы закончить его лучше. Это мой седьмой титул, завоеванный дома, причем достаточно крупный. Играть дома тяжело: волнение, хочется показать результат, я справилась. Все классно было со стороны организаторов, а болельщиков, мне показалось, было больше в этом году, они были великолепны. Все получилось как надо. Теперь можно отдыхать.

— Вы как-то сказали, что не можете постоянно жить в ритме корт — отель, это загружает, и вы становитесь похожи на зомби. Нашли оптимальный способ восстановления?

— Ничего необычного — читать, слушать музыку. Необязательно с подушкой на голове, просто пассивный отдых — потому что надо копить энергию. Хотя иногда, я считаю, можно и встретиться с приятными людьми, пообщаться, поужинать, не вижу в этом ничего такого. Это в соревновательное время, я имею в виду. А сейчас надо, конечно, восстановиться — думаем с командой, куда я могу поехать готовиться, где начать старты. Скорее всего, пропущу первые турниры, потому что хочется первый раз за восемь лет отметить Новый год дома, потому что обычно первого числа в Австралии уже играла матч. Ну да, это все снова о нашем графике жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26660 от 27 октября 2014

Заголовок в газете: Анастасия Павлюченкова: Подушка на голове? Это необязательно

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру