Почему на стадионах в США не жертвуют комфортом ради безопасности

«Еще раз услышу, матч будете досматривать дома»

Для американцев безопасность на спортивных объектах не пустой звук. Нынешнее поколение жителей США помнит взрыв во время Олимпиады в Атланте в 1996 году, подрыв смертника в Оклахоме во время студенческого футбольного матча в 2005-м, теракт во время Бостонского марафона в 2013-м. При этом терроризм не единственная опасность. Люди могут пострадать в массовой драке, давке и т.д. И тому десятки примеров. Когда спортивное мероприятие собирает по 80 тысяч зрителей, случиться может всякое. При этом никакие меры безопасности не должны ущемлять право заплатившего за билет зрителя на комфорт и атмосферу. Корреспондент «МК» посетил в США хоккейные матчи, матч по американскому футболу и соккеру и понаблюдал, как они умудряются делать так, чтобы зрителям было комфортно и их безопасности ничего не угрожало.

«Еще раз услышу, матч будете досматривать дома»

Безопасность

Министерство внутренней безопасности США включило спортивные сооружения в список потенциально опасных объектов, а требования по безопасности разрабатываются как федеральными, так и местными властями. И крупные спорткомплексы чаще всего обеспечиваются несколькими уровнями защиты. Первый так называемый пояс безопасности часто расположен уже в парковочной зоне, которая как на ладони просматривается видеокамерами, а служба безопасности уже там начинает выявлять подозрительных зрителей. Далее камеры встречают на входе. Потом происходит досмотр, потом проверка билетов, ну и, наконец, у самого входа на сектор вашу физиономию тоже «просканируют» специально обученные стюарды. Малейшее подозрение, и зритель под белы рученьки уводится в специальную комнату. Кроме того, служба безопасности возлагает очень большие надежды на наблюдательность и сознательность самих болельщиков: повсюду объявления о том, что, если увидишь что-то подозрительное, позвони куда надо или отправь СМС. Причем у них это работает. Позвонят и отправят СМС, можете не сомневаться.

Входная группа у «Мэдисон Сквер Гарден», где играют домашние матчи нью-йоркские «Рейнджеры», обнаружилась только одна, причем довольно узкая. Так что заявленные в протоколе 18 тысяч продвигались внутрь медленно и тягуче. Минут пятнадцать спустя мы наконец попали в руки секьюрити, которые сначала внимательно изучили с фонариком содержимое сумки, а на следующем кордоне уже просканировали металлоискателем. Никакой Полиция, только служба безопасности спорткомплекса в гражданском, причем встречают тебя с такой улыбкой и так искренне желают на прощание «наслаждаться игрой», словно дороже тебя человека на земном шарике просто нет.

На «Ред Булл Арене», где играет футбольный клуб «Нью-Йорк Ред Булл», в городке Хэррисон, штат Нью-Джерси, все было еще проще, потому что народу пришло раз в десять меньше (на матчах внутреннего чемпионата стадионы заполняются хорошо, но Лига чемпионов для американцев — пустой звук, да и в будни они предпочитают проводить вечера дома). Погода была отвратительная, и мокнущие под дождем секьюрити в плащ-палатках жаждали только одного: чтобы вы поскорее прошли внутрь.

А вот американский футбол на вашингтонской «Федекс Филд Арене», домашней для «Редскинс», показал нам, где в этих Штатах раки зимуют.

Идущий рядом в толпе мужчина, тыча пальцем в мои браслеты на руке, что-то пытался объяснить. После десятого «экскьюз ми» стало ясно, что меня почему-то не пустят на стадион в браслетах. Хм... Надо отдать должное американцам: они всегда стремятся помочь. Окружавшие меня женщины стали советовать спрятать украшение в кошелек: мол, он в любом случае зазвенит при обыске — там же мелочь. В бумажник на всякий пожарный отправились и сережки с цепочкой. Хотя логика подобного запрета так и осталась вне моего понимания.

На этом злоключения не закончились. Доброжелатели сказали еще что-то про сумку. Хотя она у меня была маленькая, размером в половину формата А4. Но на всякий случай осмотрелась. Девушки могли проходить хоть с баулами, но... они должны быть прозрачными. Потом в фан-шопе стадиона я видела специальные прозрачные сумки с логотипом «Редскинс». Кстати, неплохой маркетинговый ход: любительницы американского футбола покупают эти сумочки пачками, с другими-то все равно нельзя. Потому что непрозрачной могла быть только сумочка размером с кошелек. Специально обученный человек наметанным глазом выловил меня в очереди на досмотр, приложил к сумке картонку разрешенных размеров, понял, что она не проходит по параметрам и предложил от нее избавиться. А теперь — внимание! Камеры хранения в Вашингтоне на «Федекс Арене» нет! Обливаясь горючими слезами, я распихала содержимое сумки по карманам и оставила ее рядом с урной на парковке, в надежде найти после матча. Но, вероятно, она приглянулась кому-то из мусорщиков.

Зато потом не было уже никаких проблем. «Добрый день! Повернитесь, пожалуйста. Окей! Наслаждайтесь игрой!» — незамысловатый монолог людей с металлоискателем к тому моменту был уже выучен наизусть.

Болельщики

Нас как-то приучили, что болельщики — это чуть ли не трехглазые чудища, вечно пьяные, буйные, изрыгающие грязную ругань и периодически стремящиеся поджечь стадион. На самом деле они и у нас не все такие, а уж в Америке и подавно. Хотя и эти могут выкинуть коленца.

Например, в Сан-Франциско после победы местной бейсбольной команды в ход шло и огнестрельное, и холодное оружие. Шестеро были госпитализированы с разного рода ранениями, а 40 человек арестовали.

Но чаще всего американские болельщики ведут себя спокойно, а их эмоциями управляет диджей на матче с помощью видеокуба (на хоккее) или экранов на футболе. Let’s go, Rangers! Let’s go, Caps! Фраза появляется на экранах, сопровождается специальным музыкальным фрагментом, и весь стадион уже знает, что им предстоит сейчас прокричать. Вперед! И далее просто меняем название команды. Никаких тебе «ЦСКА, давай забей!» или «Спартак — чемпион».

Зато они с удовольствием общаются между собой, даже если до этого друг друга в глаза не видели. А к концу матча, уже подогретые пивом или более крепкими напитками, они могут начать спорить на повышенных тонах. «Shut up! Motherfuck!..» — и тут же у ряда со спорщиками вырастают стюарды, которые строгим голосом предупреждают: «Еще раз услышу, матч досматривать будете дома».

Когда зрители ведут себя слишком уж тихо, диктор стадиона и экран приглашают их быть активнее. «Make some noise!» — призывают они. Пошумите то есть. Зрители откликаются, но шумовых рекордов ни на американском футболе, ни на хоккее при нас установлено не было. Счетчик децибелов был только в «Верайзон Центре», где играют вашингтонские «Кэпиталс», но впечатляющих значений он не показал. Один сосед по ряду и вовсе после исполнения гимна погрузился в чтение журнала. Не про хоккей. Похоже, привел жену поглазеть на Овечкина.

Ни в НФЛ, ни в НХЛ фанатского движения нет. Но зато ему позволили существовать в МЛС. Соккерные фаны ведут себя почти так же, как мы, европейцы, привыкли. Не умолкают ни на секунду, смотрят матч стоя, придумывают собственные заряды для команды. Правда, на игре «Нью-Йорк Ред Булл» их было от силы человек тридцать, но шизили они на совесть, несмотря на проливной дождь. А поливал он их знатно, ведь ближайшие к полю ряды не защищены козырьком.

Американские ультрас никаких противоправных действий на стадионе себе не позволяют. Их тут же лишат права посещения матчей и даже могут приговорить к реальным срокам. В США это работает.

На самом деле болельщиков в США любят, уважают и почитают. Потому что именно они приносят клубам деньги. К примеру, в Вашингтоне на стене арены «Верайзон» висит своеобразная доска почета для многолетних владельцев абонементов.

Стадионы и комфорт

Все наши российские проблемы с посещаемостью и некомфортностью стадионов принято списывать на то, что они чаще всего не являются собственностью клубов. В США же это не мешает заботиться о комфорте зрителей и собирать полные арены. Хозяином спортивного объекта может быть и город, и специализирующаяся на управлении аренами компания, и владелец клуба, и даже несколько владельцев разных клубов (хоккейного и баскетбольного например).

В «Мэдисон Сквер Гарден» чудесные мягкие удобные кресла с подстаканниками. А на вашингтонской «Федекс Арене» кресла пластиковые (правда, чистые) и узенькие. И ступеньки настолько крутые, что, пока доберешься до верхнего ряда (а он очень высоко!), создается ощущение, что покорил Эверест. Но никаких проблем с посещаемостью.

Секреты в мелочах. Ну например, вокруг 80-тысячной «Федекс Филд» находится парковка для... 22 тысяч машин! Самая большая стадионная парковка в Россия, кажется, на спартаковской «Открытие-Арене», и она всего на 4,5 тысячи.

Когда зрители массово начинают подъезжать к стадиону, полиция корректирует движение на подъездных дорогах, отправляя проезжающих мимо на дальние полосы, чтобы не мешались. А когда после игры автомобили начинают массово покидать парковку, этому процессу помогают стюарды, открывая то один выезд, то другой. То притормаживая пешеходов, то, наоборот, давая им пройти. Все как-то понятно, организованно, без паники и пробок.

Или, например, возможность не тащиться в кассу за билетом, а купить электронный. Да, эта услуга уже и для нас не в новинку. Но в США пошли еще дальше. На некоторых спортивных мероприятиях тебе уже даже не надо распечатывать билет, он просто записывается на ту самую банковскую карту, с помощью которой ты оплачивал покупку. Правда, система не всегда срабатывает как надо. Аппарат не захотел нас пропускать в вашингтонский «Верайзон Центр», но эту неприятность в течение пяти минут исправили в окошке клиентской поддержки. Специально обученный мужчина прокатал карту, что-то понажимал в компьютере, удовлетворенно хмыкнул и выдал нам обычные билеты на те же места, что мы и покупали.

Кстати, в России недавно анонсировали возможность проходить на стадионы с помощью смартфонов, куда записывается твой билет. Однако пока она не распространена. Да и вообще, у нас люди по большей части даже в Москве предпочитают съездить в кассу за билетом, чем «засветить» свою карту в Интернете. Возможно, Российской футбольной премьер-лиге стоило бы направить усилия на пропаганду удаленной покупки билетов с помощью карты, во время которой все данные владельца карты фиксируются. Тем более что преимущества данного способа приобретения билетов неоспоримы и лежат на поверхности, а карты сейчас есть даже у пенсионеров. Хотя клубы предпочитают пробивать лбом стену Государственная Дума РФ, требуя узаконить продажу билетов по паспортам.

Нью-Йорк — Вашингтон — Москва.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26867 от 24 июля 2015

Заголовок в газете: «Еще раз услышу, матч будете досматривать дома»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру