Хроника событий Результат Ванессы Мэй в отборе на Игры в Сочи был сфальсифицирован Путин: "Теория сдерживания" разработанная против СССР, применяется до сих пор и против России Евгений Плющенко стал лучшим в произвольной программе на командном турнире фигуристов Огонь Олимпиады в Сочи зажгут Третьяк и Роднина Россия попросила всех примириться на время Олимпиады

Как факел побывал на полюсе

«МК» сопровождал олимпийский огонь на макушке Земли

27 октября 2013 в 17:39, просмотров: 2535

Где только не побывал факел с олимпийским огнём перед зимними Играми в Сочи, что пройдут в феврале 2014-го! В воскресенье и в понедельник он находится в Санкт-Петербурге, а совсем скоро вон даже в космос отправится... А пока огонь путешествовал на Северный полюс на ледоколе "50 лет победы", его сопровождал наш, специально обученный человек. На сайте mk.ru - полная версия записок путешественника.

Как факел побывал на полюсе
фото: Валерий Василевский
Артур Чилингаров: свершилось!

14.10.2013

2,5 часа из Москвы в Мурманск, посадка в военном стиле (быстрая, с разворота, на высокой скорости), очень маленький аэропорт. Мурманск встретил хорошей солнечной погодой. Лишь лежащий вокруг снег выдает 2-дневный снегопад, который закончился буквально перед нашим прилетом.

Садимся в автобус. Долго везут через весь город, попутно проверяя паспорта. Стоим в пробке (да, оказывается, они бывают и в Мурманске). Приезжаем к проходной порта «Росатомфлота». Уже на подъезде виден огромный красавец-ледокол. Закрытая территория, долго проезжаем через КПП, подруливаем к трапу.

Разместили в хороших каютах. Мне повезло – проживал один. Приветливый персонал, нас знакомят со старшим пассажирским помощником Романом. Он здесь главный и по всем вопросам рекомендуют обращаться к нему. Сразу предупредили, что выходить с территории порта запрещено категорически. Да и перемещаться по нему можно только вдоль ледокола, никуда дальше не заходить – секретная территория!

Осваиваемся в хитросплетениях коридоров, лестниц, палуб.. Ледокол просто огромный многоэтажный дом. Есть и спортзал, и бассейн с сауной, библиотека, музыкальная комната и т.д. Даже вертолетная площадка с вертолетом на корме.

Проводят короткий инструктаж для прессы. Поздний ужин, расходимся по каютам горевать, что не захватили с собой спиртного (т.к. было строго запрещено и всех пугали досмотром, которого так и не было).

15.10.2013

Официальный день проводов и церемонии прощания.

С раннего утра напряженная рабочая атмосфера. Организаторы и журналисты суетятся насчет церемонии. Команда ледокола суетится насчет подготовки к отплытию. Краном постоянно что-то грузят на палубу из подъезжающих грузовиков.

Погода портится, поднялся ветер, идет снег. Пришел парадным шагом военный оркестр, сразу же заиграл какой-то марш. Стало празднично и торжественно. Стали собираться гости. Операторы расставили камеры, журналисты достали фотоаппараты. Зазвучала музыка, предвещающая начало церемонии.

На сооруженную небольшую сцену с микрофонами взошли Марина Ковтун (губернатор Мурманской области) и Вячеслав Рукша (руководитель «Росатомфлота»). Много и горячо говорили, все хлопали.

Подъехал микроавтобус, который привез 11 факелоносцев (представителей стран-участниц арктического союза). Также среди факелоносцев Артур Чилингаров (руководитель нашей экспедиции) и капитан атомного ледокола «50 лет победы» Валентин Давыдянц.

Хранители огня принесли лампаду с олимпийским огнем и установили на специальный постамент.

Участники отметили высокую важность предстоящего похода как для России, так и для олимпийского движения в целом. Также отметили, что в это время еще никто на Северный полюс не ходил, т.к. полярная ночь и плохие метеоусловия. Эта информация вселила еще больше оптимизма в участников такого эксперимента.

Церемония завершилась, капитан ледокола поднял лампаду с олимпийским огнем и отправился на борт. За ним последовали и все участники.

Всех пассажиров попросили разойтись по каютам для пересчета. После этого подняли трап и ледокол потихонечку оттянули от пристани два буксира. Было видно, что они с трудом справляются с такой тяжелой ношей.

Отошли от порта, развернулись и….бросили якоря. Стоим. Видимо все-таки что-то забыли погрузить на борт. Пока стояли успели пообедать.

Кормят отменно. 4 раза (завтрак, обед, полдник, ужин). Все очень вкусно. Проголодаться никто не успевает. Возникают вопросы, с какой целью нас так откармливают?

Все, пошли. Ледокол уверенно набирает скорость. Пока идет как по асфальту – величественно, без качки и вибраций.

В обязательном порядке пригласили всех пассажиров на инструктаж по спасению. Продемонстрировали предупредительные сигналы (звонок) при общекорабельной тревоге, пожаре, радиационной и химической тревоге. А при демонстрации шлюпочной тревоги попросили всех одеться потеплее и проследовать для учебной эвакуации к спасательным шлюпкам.

Подошли к Кольскому заливу. Уже поздний вечер. Связь начинает пропадать. Только сели ужинать (праздничный банкет), как началась ощутимая качка. Кто-то сразу убежал в каюту «болеть». Музыканты пытаются держать равновесие, забавно перешагивая и качаясь в разные стороны. Погода окончательно испортилась, идет мокрый снег, сильный ветер, волны…брызги заливают в неплотно закрытые иллюминаторы.

Время спать. Лежа качка переносится существенно легче.

16.10.2013

Утром всех будит капитан ледокола, сообщая участникам экспедиции о том, что за бортом небольшой шторм в 5-6 баллов, выход на палубы закрыт, температура -1 … и приглашает всех на завтрак.

Мы вышли в Баренцево море.

Завтрак я проспал, собрался, оделся потеплее и совершенно свободно вышел на палубу. Никто ничего не закрыл и не запрещал перемещаться по ледоколу. Везде походил, полазил по лестницам, забрался на самый верх к локаторам – очень скользко и сильный ветер норовил сдуть меня в море. Огромные волны, ледокол, врезаясь в них носом, поднимает огромные белые фонтаны брызг. Поход обещает быть суровым.

Зашли на мостик. Радушные члены экипажа разрешили все сфотографировать. Дали немного порулить. Очень странно смотрится крохотный штурвал (меньше автомобильного руля), на минимальные повороты которого сразу же отзывается монстр-ледокол. Идем со скоростью 20 узлов (почти 36 км/час). Это весьма солидная скорость для таких судов.

После обеда идем на очень интересную лекцию об истории покорения Северного полюса, которую проводил директор музея Арктики Виктор Боярский и известный фотограф-путешественник Валерий Василевский.

17.10.2013

Погода наладилась, качки практически нет. Показалось солнце. Правда, скоро мы его не увидим – на полюсе полярная ночь. Сегодня вечером(ночью) будем проходить через землю Франца-Иосифа, которая представляет из себя 196 островов.

После завтрака отправились на экскурсию по ледоколу, которую проводил для нас главный инженер.

Рассказал об устройстве атомного ледокола, о его основных модулях (отсеках), об оборудовании, атомном реакторе, двигателях. О том, как с помощью дифферентных цистерн на носу и корме удается накренять ледокол либо на нос, либо на корму, чтобы было легче бороться со льдом. Также эти цистерны используются для того, чтобы ледокол не вмерз в лед. Пока ледокол стоит, насосы тихонечко перекачивают воду с носа на корму и обратно. Ледокол незаметно раскачивается. Также существует система «обдува корпуса» - много-много пузырьков воздуха по всему периметру также не дают образовываться льду у самого корпуса. Команда ласково называет эту систему «джакузи».

Мы спустились вниз, на самый последний этаж, гораздо ниже ватер-линии. Нам показали валы. Мы стояли рядом с ними, а сразу за стенкой было Баренцево море и работающие вращающиеся лопасти… масса впечатлений.

После экскурсии была встреча, на которой обсуждался вопрос «Кто же владеет Северным полюсом?». Ответ на этот вопрос должна дать комиссия, которая соберется в ноябре 2013 года в Норвегии. А пока, по мнению Чилингарова, Северный полюс принадлежит тем, кто может до него добраться.

В беседах я узнал, что в сутки атомный ледокол «50 лет победы» расходует 120 грамм топлива (обогащенного урана). Что в деньгах составляет примерно 618 тыс. рублей.

Вечером подошли к земле Франца-Иосифа. Уже на подходе в бинокль было видно, насколько эти острова суровые, заснеженные, безжизненные.… Увидели первый большой айсберг, капитан специально подрулил, прошли близко, пропустив его по левому борту. Между айсбергом и ледоколом проплыл небольшой кит, фыркнув несколько раз небольшим фонтанчиком.

Впечатляет.

18.10.2013

Утром проснулся от возмущения: приснилось, что нас зачем-то всех пересадили с ледокола на поезд. И вот мы все едем, трясемся…. Оказывается трясемся мы действительно, но не на поезде, а все на том же ледоколе. Ломаем лед.

Северный ледовитый океан. Лед пока не очень толстый 15-30 см. Идем на той же скорости (19 узлов, или примерно 36 км/час). Ледокол легко проходит через такой лед, чувствуется только небольшая тряска. За окном зима, -16 градусов, сильный северный ветер. Солнце поднялось над горизонтом сантиметров на 20… и буквально к обеду ушло обратно за горизонт. Мы входим в полярную ночь, дальше будет еще темнее.

Удалось позвонить с ледокола родным. 1 минута стоит 38 рублей. Не дешево.

После завтрака было продолжение экскурсии по ледоколу. На этот раз мы зашли на Центральный пульт управления (ЦПУ). Внутри фотографировать не разрешили. ЦПУ выглядит как небольшая атомная станция – такие же приборы, мониторы, лампочки… забываешь, что находишься на корабле. Здесь постоянно работают люди. Круглосуточно, посменно. Одна смена – примерно 10 человек (5 в ЦПУ + 5 мастеров, отвечающие за остальные службы центрального отсека). Затем мы пошли смотреть на 2 реактора. Внутрь, естественно, не пустили, смотрели через окошки. Бронированное многослойное стекло, толщиной полметра. Внутри 2 реактора, стержни над ними, какие-то баки, трубы, приборы… отличная обстановка для съемок научной фантастики, или фильма-катастрофы типа К-9. Толщина кованой стали на носу 5 см.

Двигают ледокол 3 двигателя (3 лопасти). Общая мощность двигателей 75 тыс. лошадиных сил. Работает все следующим образом. Реактор охлаждает специальная вода (высокой очистки). Она циркулирует по первому контуру под высоким давлением, при температуре больше 300 градусов.

Первый контур соприкасается со вторым контуром (все контуры герметичны и не смешиваются). Во втором контуре вода закипает (в парогенераторах), образуется пар. Под высоким давлением он раскручивает лопасти электрогенераторов, которые, в свою очередь, вырабатывают переменный ток. Дальше, через выпрямители, он становится постоянным. Двигатели работают от постоянного тока, им легче плавно снижать и повышать обороты двигателей.

Так что ледокол двигается на электродвигателях. А через высокие черные трубы в атмосферу выходит только воздух из системы вентиляции.

Главный физик ледокола Александр Долинин рассказал о том, что считает реакторы, установленные на этом ледоколе, одними из самых надежных и «отработанных». Тип реактора КТЛ-40, он так называемый «транспортный», здесь их два. Каждый из них выдает мощность 171 мегаватт. Ресурс реактора рассчитан на 25-30 лет, а одной загрузки топлива хватает на 5-7 лет работы.

Сходил познакомился с подшкипером Константином. Это типа завхоза на корабле. Он «утеплил меня», снарядив фирменной теплой курткой «Росатомфлота», штанами с лямками, валенками и шапкой-ушанкой. Теперь точно не замерзну на Северном полюсе.

19.10.2013 – дошли!

Сразу после завтрака начали готовиться к приходу на Северный полюс. Постоянно бегали то на палубу, то на мостик к капитану, то на самую верхнюю площадку. Очень холодно. Хотя всего -20. Ветер наверху такой, что сносит. Больше всего страдают руки и лицо.

Полярная ночь. Солнце совсем не всходит из-за горизонта. Поэтому, круглые сутки темно. Очень сложно ориентироваться по времени, совершенно не понятно, обед сейчас, или уже поздний вечер. Черное небо усыпано яркими звездами. Единственным источником бледного слабого света является Луна. Она исправно появляется на небе.

После завтрака всех собрали для проведения инструктажа «Как вести себя на льду». Рассказали, куда можно ходить, куда нельзя. Почему-то про встречу с медведем не сказали ни слова. Потом раздали всем пронумерованные бирки. Их полагалось сдать матросу при выходе на лед, а при подъеме на борт забрать. Без бирок грозились никого не выпускать. Правда, про них забыли через час после выхода на лед...

Самый главный вывод инструктажа сводился к тому, что это именно тот случай, когда жизнь и безопасность каждого выходящего на лед, зависит только от него самого. Здесь всего две опасности: провалиться под лед, и попасть в лапы белому медведю. Поэтому, настоятельно рекомендуют не заходить за огороженный периметр, не передвигаться по одному, и, услышав протяжный низкий гудок с ледокола, немедленно направиться к трапу и подняться на борт.

Безусловно, нас будут охранять вооруженные автоматами сотрудники службы безопасности. Но и самим нужно смотреть в оба. При встрече с белым медведем возможны только два действия: испугать его, выстрелив в воздух или показав, что я больше его (для этого нужно либо собраться в кучку, либо поднять на вытянутых вверх руках куртку), либо стрелять на поражение. Другого не дано. Убежать, если он подошел достаточно близко и решил напасть, невозможно. Самое главное – увидеть его раньше, чем он увидел тебя.

По радио всех желающих пригласили на мостик. Я уже и раньше был на нем 1000 раз. Изучил все приборы, знаю теперь как читать показания локатора, который показывает где молодой лед, где торосы, а ровный лед или вода. Даже немного порулил ледоколом, сидя в кресле рулевого.

Но в этот момент было просто не протолкнуться. Очень много людей, много фото и видео камер, штативов, светового оборудования. Негде протолкнуться. Сейчас все внимание приковано к олимпийскому огню в лампаде, который принесли и поставили на стол штурмана, прям на карту, и к GPS-приборам, показывающим на какой широте мы находимся. Все ждут заветные 90.00.00 N – это географическое положение Северного полюса.

Цифры медленно бегут, приближаясь к долгожданным 90 градусам, старший помощник капитана отдает команды рулевому и сам попеременно добавляет и убавляет обороты 3-х двигателей. На мостике царит волнение и праздничное настроение. Уже открыли шампанское и разлили по бокалам (такая традиция). Очень похоже на встречу Нового Года. За окном темно, холодно, снег, в руках бокалы с шампанским, все отсчитывают секунды…. И только праздничный китель Капитана вместо красной шубы Деда Мороза напоминает, что мы все-таки ждем прибытия на Северный Полюс.

И вот, все вскрикивают «УРАААА!!!!», на GPS 90.00.00 северной широты, звенят бокалы, щелкают затворы фотоаппаратов. Все спешат сфотографировать заветные цифры, поскольку мы находимся на дрейфующей льдине, и цифры очень скоро начнут меняться. Вообще, стоит отметить, что, в отличие от Южного Полюса, Северный Полюс всегда разный. Лед находится в постоянном дрейфе, поэтому никогда нельзя прийти на один и тот же Северный Полюс.

Наша экспедиция во многих смыслах является уникальной. Во-первых, мы участвуем в эстафете Олимпийского огня и планируем зажечь огонь прямо на Северном Полюсе. Во-вторых, еще ни разу в истории, ледокол не ходил на полюс в условиях полярной ночи (как правило, последний рейс заканчивается где-то в августе-сентябре). В-третьих, еще также в условиях полярной ночи не поднимался и не летал над полюсом вертолет. Ну и в-четвертых, мы сразу же нашли подходящую для высадки льдину.

Обычно, остановившись в географической точке 90 градусов и отпраздновав достижение Северного Полюса, ледокол отправляется на поиски подходящей по толщине и размерам льдины. И, как правило, такая льдина из «старого льда» находится весьма далеко от 90 градусов. Такова природа, и не всем так везет, как нам. Мы же сразу воткнулись в льдину, толщиной 1,5-2 метра именно в географической точке! Потрясающее везение. Плюс она практически идеально ровная, как футбольное поле.

Ледокол разворачивается, чтобы закрыть правым бортом нашу площадку от ветра. Нам же предстоит высаживаться с левого борта.

Первой на лед выходит разведывательная команда под руководством опытного полярника, Виктора Боярского. В свое время он участвовал в уникальных экспедициях и на лыжах пересек как Южный, так и Северный полюса. Вряд ли найдется человек, лучше него знающий коварность океанического (соленого) льда, который не такой прочный, как пресный лед. Он может быть толстым, но одновременно хрупким.

Также в составе команды гидролог, два вооруженных охранника с автоматами и еще какие-то специалисты. Они обходят льдину, выставляют флажки по периметру – за них заходить категорически запрещено. Только после подтверждения надежности льдины и выставления охраны по периметру, Капитан дает разрешение на высадку членов экспедиции.

На лед выносят традиционный знак «Северный Полюс», который символизирует географическую точку. Его ставят в центре льдины. Рядом ставят чашу олимпийского огня. Очень красивая конструкция. Похожа на пламя, струящееся прямо изо льда. Все готово к проведению эстафеты.

Эстафета

По замыслу организаторов, в эстафете должны участвовать 11 факелоносцев. Это специально приглашенные олимпийские чемпионы разных лет из разных стран (США, Финляндия, Норвегия…), а также известные зарубежные ученые, океанографы, гидрологи, метеорологи, изучающие влияние глобального потепления, таяния льдов, изменения уровня Северного ледовитого океана, изучающие дно океана, решающие вопросы территориальной принадлежности и подводных запасов минералов и т.д. Начинать эстафету должен капитан ледокола Давыдянц Валентин, а завершать ее, зажигая огонь в чаше, руководитель нашей экспедиции Чилингаров Артур.

Все факелоносцы одеты в одинаковые официальные спортивные костюмы олимпиады «Сочи 2014». Очень нарядно смотрятся, отмечаю забавные шапочки с помпоном.

Я записался волонтером – помощником факелоносца. Даже двух. Моя задача: стоять рядом со своим факелоносцем, держать факел под курткой, согревать его своим теплом. Примерно за минуту до того, как предыдущий факелоносец подбежит к моему, достать факел, передать его своему факелоносцу и убедиться, что тот правильно его держит. Затем, после передачи огня, забрать факел у предыдущего факелоносца, дождаться пока он погаснет и убрать его в специальный чехол.

Задача не сложная, если бы не два но: во-первых очень холодно в расстегнутой куртке, а во-вторых держать под курткой приходится одновременно два факела (поскольку я помощник сразу у двух факелоносцев). Плюс, завершив всю церемонию с первым факелоносцем, зачехлив уже использованный факел, я должен, опережая бегущую с огнем процессию, спустившись с палубы ледокола на лед, домчаться до стоящего в самой дальней точке льдины своего второго факелоносца, который сильно переживает на тему принесу ли я ему в итоге факел.

Итак, старт эстафете дан. Первый факел зажжен от лампады. Его гордо несет в руке капитан ледокола «50 лет победы». Его встречает второй факелоносец, затем следующий… и вот, я вижу, как огонь приближается по палубе ко мне. Я достаю первый факел, передаю его своему факелоносцу. Тот заметно волнуется, берет факел не правильной стороной. Я поправляю. Но волнение тут же сменяется восторгом и радостью, когда продбегает его коллега и наклоняет свой факел к его факелу. Пламя бысто переметнулось. И вот уже мой факелоносец готов пробежать свой отрезок эстафеты. Ну а я мчусь вниз на лед.

Все повторяется абсолютно аналогично уже со вторым моим факелоносцем. Сильно мешает кружащий над головой вертолет, в котором сидят операторы, снимающие эстафету с воздуха. Он поднимает пелену снега, все как в тумане, сильный ветер. Но это никак не влияет на пламя – факелы горят ярко, пламя высокое. Ни один факел не погас в итоге, как это было в Москве. Хотя погодные условия были существенно хуже. Видимо сказалась хорошая подготовка этого спецпроекта, а также огромное желание участников, чтобы все прошло идеально.

И вот уже последний отрезок эстафеты. Здесь бежит Артур Николаевич Чилингаров. Очень бодро, ни капельки не скрывая своего отличного настроения. Он делает полукруг и подбегает к чаше. Тут же вспыхивает пламя в чаше. Оно очень большое, яркое. От чаши становится сразу тепло. Все факелоносцы окружают чашу, каждый со своим флагом. Похоже на какое-то магическое действо. Всеобщее ликование.

Теперь начинают работать мощные проекторы, которые вырисовывают прямо на льду потрясающие картины. И плывущий ледокол, и трехмерные белые медведи, которые, как живые, подошли к знаку и к чаше, обнюхали их, и разбежались в разные стороны. В конце появляется надпись «100 дней до игр». Все понимают, что действительно, до старта Зимних Олимпийских игр в Сочи осталось совсем не много. Занавес.

Наш этап эстафеты окончен. Но никто со льда не уходит – наоборот, появляется на льду и команда ледокола. Все фотографируются, кто со знаком «Северный Полюс», кто с чашей олимпийского огня. Также очень красивые фотографии получаются на фоне величественно стоящего ледокола, направившего лучи со всех своих прожекторов на льдину.

У меня же внутри неописуемое чувство от того, что сбылась моя давняя мечта – побывать на Северном Полюсе. При этом, она была дополнительно украшена неожиданным участием в эстафете Олимпийского огня. Честно скажу, ощущения не передаваемые. Искренне желаю каждому испытать такие ощущения на себе.

20.10.2013

Мы сделали то, зачем пришли. Проделав путь в 2,5 тысячи километров, мы успешно провели эстафету олимпийского огня. Поэтому мы все собрали, погрузили на борт (есть такое правило: что привез с собой, то ты обязан и увезти), не оставив никакого мусора, и отправились в обратный путь.

Всю дорогу, на Полюс и обратно, мы посещали исключительно интересные презентации и лекции, которые нам читали факелоносцы. Особенно понравились рассказы о собственных экспедициях Виктора Боярского. Потрясающий человек, с огромным опытом, энциклопедическими знаниями об истории покорения полюсов, и потрясающим чувством юмора. Он будил нас каждое утро по радио. Все его за это одновременно ненавидели и любили... Обязательно постараюсь побывать в его музее в Санкт-Петербурге.

23.10.2013

Мы подошли к архипелагу «Земля Франца-Иосифа». Величественные и угрюмые в это время года земли. Сам архипелаг состоит из 196 островов. Зашли в «Бухту Тихая», где на острове «Гукера» расположена полярная станция. Она была открыта в 1929 году. Однако, в 1957 году она была заброшена. С тех пор, здесь практически не появлялись люди. Разглядываем в бинокль полуразрушенные дома, ангары, различные строения. Заметили 2 поржавевших трактора. Один из них стоит возле домика на улице, а второй в сарайчике. Все разбросано, будто покидали станцию в спешке.

Рядом, напротив, стоит остров «Скала Рубини». Это самый большой в мире «Птичий базар». Здесь обычно очень шумно от огромного количества всевозможных птиц, обустроивших себе гнезда прямо в скале. Однако, сейчас здесь тихо, нет ни одного живого существа. Не сезон.

Фотографируемся и уходим дальше. Идем так называемым «Британским каналом» - самым популярным маршрутом среди полярников прошлого. Проходим легендарный «Мыс Флора», одно из самых драматических мест в истории покорения Северного Полюса. Здесь в июле 1914 года оставшиеся в живых участники экспедиции Брусилова на судне «Св.Анна» (штурман Альбанов и матрос Конрад) чудесным образом встретились с экспедицией Седова на судне «Св.великомученник Фока». Эти истории нам поведал Виктор Боярский. Место очень красивое, даже в это время года.

Мы возвращаемся в Баренцево море. А затем и в Мурманск, в порт «Росатомфлота». Вернулись на 4 дня раньше запланированного срока. Чилингаров предлагает всем желающим отбыть вместе с ним спецрейсом в Москву, на самолете бизнес-авиации, специально прилетевшим за ним. На этом моя экспедиция на Северный Полюс и обратно благополучно закончилась.

Подготовка к Сочи-2014. Хроника событий


Партнеры