Проект поправок в ПДД, опубликованный на сайте проектов нормативно-правовых актов, состоит всего лишь из одного пункта: предлагается разрешить водителям предъявлять обязательные для управления автомототехникой документы «в многофункциональном сервисе обмена информацией с применением двумерного штрихового кода» при взаимодействии с порталом «Госуслуг».
Функционал такого рода существует и сейчас — имеется особое приложение «Госуслуги Авто», в котором реализована функция показа QR-кодов водительского удостоверения и СТС. Но пока это эксперимент, и патрули ДПС не обязаны принимать документы в такой форме. Планируется этот эксперимент узаконить.
Кроме того, поскольку речь зашла о «многофункциональном сервисе обмена информацией», в МВД, кажется, решили интегрировать соответствующий функционал в национальный мессенджер. Благо, китайский «старший брат» WeChat такие вещи уже давно «умеет», а отечественную разработку уже «натренировали» подтверждать личность покупателя для продажи алкоголя.
Поправки, как планируется, вступят в силу уже 1 марта 2026 года. Напомним, это не первый «подход» к узакониванию электронного вида водительских документов. Ранее с такими инициативами выступало Минцифры, однако до реализации дело так и не дошло. Нынешние поправки разработаны после обсуждения проблемы электронного документооборота 28 сентября у премьер-министра Михаила Мишустина.
Напомним, что водительские документы — «права» и техпаспорт автомобиля/мотоцикла, он же СТС — далеко не первые на очереди «цифровизации». С конца 2010-х годов в электронный вид перешли такие важные для подтверждения права собственности документы, как свидетельство о праве собственности на недвижимость и паспорт транспортного средства (ПТС). Первый из этих документов теперь существует в виде записи в Едином государственном реестре недвижимости, выписка из которого и служит «твердой копией» документа. Что касается ПТС, то этот документ также существует теперь в электронном виде (ЭПТС), выписка из которого подтверждает принадлежность техники.
Подтверждает, но не является окончательным аргументом: выписка не представляет собой самостоятельного документа и при возникновении любых разногласий или просто для подтверждения госорганы обращаются в соответствующий реестр. И то сказать: указанные выписки, в отличие от номерных защищенных бланков прежних свидетельств и ПТС, просто напечатаны на принтере.
Прямое следствие из этого — «размытость» права собственности для обычного человека, который без помощи государства, обращающегося к реестру, попросту не может проверить принадлежность квартиры или машины. Там, где раньше обходились договором купли-продажи в простой письменной форме, теперь предпочтительнее делать всё «через госуслуги» - то есть при посредстве государства.
Более того, совсем недавно — минувшей осенью — мы видели, как выданные российской таможней в прошлом году электронные ПТС «превращаются в тыкву» без внушительной (до нескольких миллионов рублей!) доплаты пошлин и сборов. Буквально: государство доначислило сборы за примерно 30 тысяч автомобилей, собранных в Казахстане, и объявило: не будете платить, регистрация автомобилей аннулируется.
Вчера мы могли в таком случае потрясать документом: вот же, на гербовой бумаге, с подписью исполнителя и печатью ведомства! Теперь — нет: запись в реестре можно «пометить красным» или даже просто удалить «как не бывшую».
С «правами» в итоге может быть примерно то же самое: уже не первый год говорят о реестре заболеваний, по которым автоматически, через взаимодействие медицинского и ГАИшного реестров, будут приостанавливаться водительские удостоверения (и пока не «пересдашь» - не вернут). А применительно к тем, кого лишают «прав» за нарушение, логика «отмены» уже действует — карточку водительского удостоверения сразу приостанавливают в базе данных ГИБДД, если суд состоялся и лишил водителя «прав».
Вот только действует она — в тех случаях, когда удостоверение проверено по номеру с использованием полицейского планшета. Но так проверяют далеко не все патрули — многие просто смотрят на карточку, оценивают водителя на глаз и желают счастливого пути. А вот в надвигающуюся эпоху QR-кодов на планшет будут смотреть в 100% случаев: он ведь не читаем без машины. Значит, контроль будет еще плотнее, а «отмена» еще надежнее. Легко будет реализовать такие вещи, как автоматическое — по команде алгоритма — блокирование «прав» или СТС в базах по задолженностям за коммуналку.
И это мы не говорим о «цифровизации» основных документов россиян — паспортов. А ведь она идет по похожей траектории: несколько лет назад концепция универсальной карты-идентификатора УЭК была заторможена, но схожие проекты появляются с завидной регулярностью. А свидетельства о рождении — хотя пока еще печатаются на защищенной бумаге и являются полноценным документом — уже сейчас не обходятся без того самого кода, ведущего на актовую запись все в том же реестре.
Больше новостей из мира автомобилей на Автовзгляд.ру