МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Попытка номер два: почему провалится выполнение майских указов‑2018

В национальных целях до 2024 года обнаружились невыполнимые задачи

До 1 октября 2018 года правительство должно разработать план своей работы на ближайшую шестилетку. В частности, кабмину к 2024 году придется выполнить «новые майские указы», которые Владимир Путин подписал в день своей инаугурации на четвертый президентский срок. Почти все поручения носят социальный характер и направлены на улучшение жизни населения. Цена выполнения этих сулящих прекрасное будущее задач высока — по разным оценкам, от 8 до 13 трлн рублей, но нас убеждают, что оно того стоит. Впрочем, «майские указы» уже в России случались, их принятием ознаменовалось начало прошлого президентского срока Путина. Можно сказать, что сейчас у страны опять дежавю: новые указы очень похожи на предыдущие, которые не были выполнены полностью. «МК» ищет сходства и отличия в двух программах социально-экономического развития России с разницей в шесть лет.

Пункт №6 майских указов‑2018 предполагает обеспечение доступным жильем семей со средним достатком. Фото: Геннадий Черкасов

Как водится, сказанное президентом в начале срока носит стратегический характер: глава государства задает вектор, а исполнительная власть должна взять на себя конкретику — расписать, доработать и приблизить к реальности. А для начала хотя бы популярно объяснить, как все эти амбициозные цели оно собирается выполнять. Майские указы 2018 года касаются следующих направлений: демография и продолжительность жизни, здравоохранение, образование, снижение бедности, рост реальных доходов населения, жилье, экология, инфляция, экономический рост, безопасные и качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство, экспорт товаров. Словом, проще было назвать сферы социально-экономической жизни страны, которых указы не коснулись.

Что срок текущий нам готовит

Если конкретнее, то вот что нас ждет.

Рост численности населения: повышение коэффициента рождаемости до 1,7 (показатель обозначает среднее число рождений у одной женщины).

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни: до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году. Сейчас, по данным Росстата, россияне в среднем живут до 72,7 года.

Рост реальных доходов: зарплаты должны увеличиться в 1,5 раза, а пенсии — расти выше уровня инфляции.

Увеличение производительности труда: на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей — не ниже 5% в год.

Сокращение бедности: в два раза по сравнению с текущим положением. В начале 2018 года Росстат оценивал число бедных в России в 20,8 млн человек, или 14,2% населения. К середине года их количество сократилось на 2 млн. Однако майские указы обещают сократить количество нищих радикально — за шесть лет на 10 млн человек.

Улучшение жилищных условий: не менее 5 млн семей ежегодно должны обеспечиваться более комфортным жильем. При этом семьям со средним достатком должны предоставляться возможности для приобретения или строительства жилья с использованием ипотечного кредита со ставкой не более 8%.

Строительство и ремонт дорог: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения в их общей протяженности в 1,5 раза в сравнении с 2017 годом, снижение перегруженных дорог на 10%, снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в 2 раза и смертности на дорогах в 3,5 раза.

Развитие транспортной доступности: предполагается «поэтапное развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов РФ и другими», в том числе за счет железнодорожного и авиационного сообщения.

Рост экономики: Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира с темпами роста выше мировых и сохранением макроэкономической стабильности, в том числе благодаря низкой инфляции, не превышающей 4%. Вырасти экономика должна за счет развития несырьевого сектора и высоких технологий на производстве на уровень до 20% ВВП. В частности, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен достичь $250 млрд в год, в том числе за счет продукции машиностроения, агропромышленного комплекса и экспорта услуг. Для сравнения: за первое полугодие 2018 года, по данным Российского экспортного центра, наша страна продала неэнергетических товаров на $70 млрд, по прогнозу, за год объем экспорта составит $153 млрд.

Это лишь выжимка из обширного документа, подписанного Путиным: в нем еще много наказов для правительства. Как выясняется, многие из них перекликаются с задачами на прошлую шестилетку, а некоторые как будто переписаны с небольшими изменениями.

Одна из национальных целей — увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.

Опять 25. Миллионов...

Такое дежавю объясняется отчасти тем, что ряд задач пришлось ставить заново, потому что в прошлый раз их выполнить не удалось. Например, в 2012 году Путин поручал добиться увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, или на 50% (в новых указах на 30% за 6 лет). То же самое с продолжительностью жизни. В майских указах‑2012 была поставлена цель добиться возраста в 74 года к текущему году, она не достигнута — люди умирают в среднем на полтора года раньше. Причем вот что любопытно: в новом указе есть еще такой показатель, как продолжительность здоровой жизни — 67 лет к 2024 году. Индекс ожидаемой здоровой продолжительности жизни (DALE) подсчитывается Всемирной организацией здравоохранения и обозначает тот период, который появляющийся на свет среднестатистический ребенок проживет без хронических заболеваний, сохраняя трудоспособность. По данным ВОЗ, на 2018 год в России этот индекс составляет 61,3 года. Есть и другое исследование — уже российских ученых. Демографы РАНХиГС выяснили, что к действующему пенсионному порогу в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин только 71,8% представителей сильного пола и 70,4% представительниц слабого остаются независимыми от посторонней помощи. Исследование также показало, что продолжительность жизни после выхода на пенсию для мужчин составляет 16 лет в среднем, из них здоровой жизни — 14,7 года. Со следующего года пенсионный возраст собираются повышать до 65 лет для сильного пола, притом что здоровую жизнь майские указы обещают только до 67 лет.

Заставить людей умирать позже должна «популяризация культуры здорового питания и спорта». Такая цель была прописана в майских указах‑2012. В новом варианте тоже содержится нечто подобное, только более конкретно: увеличение до 55% доли граждан, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни. Интересно, как будут высчитывать эту долю и по каким критериям: ведь кто-то считает занятием спортом подъем на второй этаж по лестнице раз в день.

Еще один пункт указов‑2018, который коррелируется с прошлым вариантом: «Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек». В 2012 году цель звучала так: «создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году». Этот пункт не выполнен, что признал и первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Он объяснил неудачу «отсутствием четкого целеполагания». По его словам, в исполнении новых майских указов власти учтут ошибку и нынешние будут «более четко структурированы».

А что вообще означает термин «высокопроизводительное рабочее место»? До февраля 2012 года методика их определения Росстатом базировалась на среднем уровне ВВП в расчете на одно рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира. В 2013‑м статистическое ведомство изменило методику — и «высокопроизводительность» места стала определяться по средней зарплате его работников. Если зарплата превышала средний по региону уровень, то место считалось «высокопроизводительным». Второй способ давал более оптимистичные результаты, однако даже они не дотянули до обещанных 25 миллионов.

Нацпроекты вместо госпрограмм

Зато, отчитался Силуанов на недавнем Московском финансовом форуме, мы выполнили цели 2012 года по заработной плате. Майскими указами прошлого президентского срока предусматривалось увеличение реальной зарплаты работников бюджетной сферы в 1,4–1,5 раза. Вступив в полномочия президента шесть лет назад, Путин обещал педагогам и медикам доведение их заработка до уровня выше среднего по региону. Бюджетники получили прибавку, но ощущалась она только до 2014 года: потом из-за кризиса, санкций, девальвации рубля увеличение зарплат съела инфляция. Кроме того, и здесь Росстат применил методологический трюк. С 2015 года при расчете средней зарплаты стал учитываться не только размер получки наемных работников организаций, но и занятых по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. В результате учета последних средний размер зарплат по стране снизился на 10–12%, и вуаля: большинство бюджетников попали под норму инаугурационных указов.

При этом, как выяснили аналитики Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, вклад майских указов для бюджетников оказался неравнозначным для разных групп работников: если школьные учителя и врачи оказались главными «бенефициарами» реформы, то медсестры, санитары и преподаватели вузов, наоборот, только пострадали. За 5 лет с 2012 года младший медицинский состав был сокращен более чем вдвое и частично переведен на более низкие должности, а численность научных сотрудников и преподавателей вузов сократилась на четверть, говорится в мониторинге РАНХиГС.

Еще одна глобальная задача, поставленная перед правительством на 2018–2024 годы: вхождение России в топ‑5 крупнейших экономик мира. Сейчас в этом списке, по версии Всемирного банка, наша страна занимает 11‑е место. В прошлых майских указах тоже была задача повышения в рейтинге, только другом — Doing Business Всемирного банка по условиям ведения бизнеса: мы должны были подняться до 20‑й ступени. Она не выполнена: по итогам 2017 года РФ заняла 35‑ю строчку.

В общем, новые майские указы мало чем принципиально отличаются от предыдущих. Из нового: больший акцент сделан не на привлечение инвестиций в экономику, а на развитие цифровой экономики и высоких технологий в производстве. Еще власть озаботилась самозанятыми гражданами: им обещано «обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности посредством создания нового режима налогообложения». Пока «благоприятные условия» выражаются в введении нового налога — 4% с дохода фрилансеров.

Ну а самое «принципиальное» отличие назвал Антон Силуанов: прошлые законопроекты назывались госпрограммами, а новые — нацпроектами. «С нацпроектов будет спрос гораздо выше, чем по госпрограммам. Создается система специального мониторинга по реализации каждого из мероприятий национального проекта, по госпрограммам такого не было», — подчеркнул первый вице-премьер.

Без иллюзий

Замдиректора ИМЭМО РАН Евгений Гонтмахер считает, что нынешние указы больше политические, чем экономические. «В них есть попросту невыполнимые вещи — например, улучшение демографии или вхождение в пятерку крупнейших экономик мира. В последние годы смертность превышает рождаемость, а для экономического роста нам нужно прибавлять не менее 4% в год, но даже Министерство экономического развития прогнозирует рост не более 2% ВВП. Объективно, так быстро разогнаться мы не сможем», — отмечает эксперт.

Майские указы‑2012 должны были стать социальным прорывом, но запомнились лишь «подрисовкой» статистики, в результате чего мы остались без сколько-нибудь объективных цифр происходящего в экономической системе, отметила в беседе с «МК» старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, в теории указы должны обеспечить ступенчатое развитие страны, но на практике оказалось, что все это развитие и улучшение россияне должны оплатить из собственного кармана. «В 2018 году история повторяется: взять хотя бы план по борьбе с бедностью. Власти объявляют эту благородную цель и тут же принимают решение поднять НДС, чтобы добыть для казны 2 трлн рублей. Но взяты-то они будут из карманов населения. Так происходит практически со всеми направлениями этого перечня указов, что в 2012‑м, что в 2018 году», — полагает наша собеседница.

Чтобы развернуть социально-экономический курс страны к реальным улучшениям, России нужны структурные реформы — об этом постоянно твердят и эксперты, и бизнес, и чиновники. «Но для запуска таких реформ нужны деньги и время — быстро и дешево такие процессы не проводятся. В современной России нет ни того, ни другого, поэтому власть решает вопрос как может: привлекает финансы из кармана населения по максимуму», — добавляет Бодрова.

Повышение продолжительности здоровой жизни, увеличение числа занимающихся спортом, сокращение числа бедных — именно такими лозунгами и должно оперировать социальное государство, которым Россия является по Конституции. Но на практике красивая риторика так и остается риторикой: люди, за редким исключением, не стали лучше жить. Даже Росстат не в силах скрыть удручающую реальность: официальная статистика признает, что реальные доходы населения продолжают падать — в августе почти на 1% в годовом измерении и на 4,7% — в месячном. Процент, может быть, и не такой уж большой, но люди ощущают ухудшение условий своей жизни гораздо острее. Именно «человеческий фактор» в оценке уровня жизни для властей и должен быть определяющим, а не сухие цифры, высокопарно названные «национальными целями».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах