— Ну что, Алексей, теперь война 1812 года — ты опять решил закрыть этим фильмом тему?
— Нет, эта тема не может быть закрыта ни одним фильмом, ни десятью. Как всякое грандиозное событие, определяющее национальную историю, она обречена на постоянное обращение к ней, прочтение, перепрочтение. Так что мы перед собой таких амбициозных задач не ставили, нет.
— Ты как продюсер понял, что в теме той войны 200-летней давности есть огромное количество белых пятен, и там можно копать и копать?
— Наши знания об этой войне по большому счету базируются на стихотворении Лермонтова «Бородино» и на школьной программе. Но если отбросить эти шоры, которые раз и навсегда нам устанавливают заученные параграфы учебника, то оказывается, что есть очень много вопросов, причем довольно фундаментальных, на которые у меня не было ответов. У нас есть подзаголовок: «Кто победил в 1812-м?» Мы даем здесь несколько трактовок. Первая: главным победителем был русский народ. Вторая: главный победитель — Кутузов, чей гений помог разбить непобедимого Наполеона. А может, победителем был Александр I, который еще за год до войны спланировал ее и говорил, что мы станем отступать и за нас будет воевать вся огромная российская территория? В конечном итоге есть даже версия, что Наполеон не выиграл войну, но победил русскую армию и по собственной воле ушел из России. То есть он не проиграл. У нас в этом фильме использована экспериментальная концепция: мы полностью отказались от ведущих. Их роль выполняют актеры, играющие роль реконструкторов Бородинского сражения и рассказывающих журналистке по имени Маша свою версию этой войны. А через эти их споры друг с другом Маша и мы вместе с ней изучаем историю этой войны.
— Не есть ли здесь некий повтор концепции фильма «Мы из будущего», тебе наверняка известного?
— Все-таки «Мы из будущего» — игровой фильм, то есть в некотором смысле сказка. А у нас документальная драма, я хочу это подчеркнуть. Это не художественный фильм, хотя в нем есть много от такого фильма. Но все события описываются у нас с документальной точностью, мы ничего из головы не выдумывали.
— То есть в фильме концептуально рассматриваются все названные тобою варианты развития событий?
— Центральная сцена, когда реконструкторы спорят друг с другом, доказывая, что победил Наполеон, Александр, русский народ или Кутузов, а Маша пытается выяснить, что же там происходило на самом деле.
— Ну, а в конце-то будет найден ответ?
— У каждого, наверное, он будет свой. Мы же оставляем за зрителем право выбрать тот ответ, который ему ближе. Мы старались отнестись к этой войне как к событию, о котором мы ничего не знаем, и изучить ее так, будто мы слышим о ней впервые. Мы пытались рассказать как можно больше подробностей и деталей, чтобы зритель мог не только ответить на вопрос, кто победил (в конечном итоге понятно, что победили русские), но и представил себе, как это происходило наиболее ярко.
— Ну а для тебя лично в изучении хода этой войны были какие-то исторические открытия, может даже откровения?
— Самым ярким открытием для меня стало то, что эта война не только по названию походила на Великую Отечественную 1941–1945 годов. Это действительно была такая очень русская история, в том смысле, что и тогда было много хаоса, безалаберщины, безответственности, ничем не оправданных потерь. Не вся эта война представляла собой цепочки героических событий, как мы привыкли считать с детства. Это была совершенно чудовищная по меркам того времени, небывалая бойня. Но при этом действительно явилась всенародной войной, а Бородино стало Сталинградом XIX века. То есть это была кровавая, жестокая, безжалостная история, не такая красивая и героизированная, как мы привыкли считать.
«Отечественная. Великая». Смотрите 7 сентября в 21.30 на НТВ.