«Кормили человеческой кровью»: рассекречена подноготная популярного российского сериала

В фильме Александра Митты, вышедшем на экраны 25 лет назад, исполнителями ролей стали лже-волчица и пиявки

Среди российских сериалов почетное место по своей популярности у зрителей занимает мелодрама «Граница. Таежный роман». Премьерный показ этой «долгоиграющей» истории, снятой замечательным режиссером Александром Миттой, состоялся на одном из центральных телеканалов 13 декабря 2000 года. 

В фильме Александра Митты, вышедшем на экраны 25 лет назад, исполнителями ролей стали лже-волчица и пиявки
Фото: wikipedia.org

тестовый баннер под заглавное изображение

Так что сейчас фильму исполнилось уже четверть века. К столь круглой дате мы публикуем рассказ участника съемок о работе над несколькими весьма экстремальными эпизодами картины. 

Виктор Зуйков известен многим киношникам, как уникальный специалист: его называют режиссером по работе с животными. Именно такой человек очень нужен был Александру Митте, когда он в конце 1990-х приступал к созданию своего «таежного» сериала, действие которого по сценарию происходит на востоке страны, где-то у границы с Китаем.

- Во время нашей встречи с Миттой, - мы тогда с ним и познакомились, - он сказал: «Нужно «оживить» тайгу. Тащи сюда все, что сможешь». - вспоминает Виктор Александрович. - Тут следует уточнить, что дальневосточные лесные дебри режиссер решил снимать неподалеку от поселка Шайковка в Калужской области. Там находился полузаброшенный военный городок, где прежде стояла армейская часть, выведенная из ГДР.

В итоге я повез в этот фактически подмосковный лес целую «толпу» всякой живности. Там была пара волчат, две утки, два здоровенных ужа, полсотни лягушек, бабочки, муравьи… 
Весь этот «кино-зоопарк» поместили в клетки, ящики, коробки, банки и погрузили в купе вагона пассажирского поезда, которым предстояло добираться до места съемок. Еще я прихватил свою любимую собаку породы хаски по кличке Метель. 

Дело в том, что Митта поставил передо мной задачу: предстоит снять эпизод жесточайшей схватки капитана Голощекина (эту роль сыграл Алексей Гуськов) с волком. Говорю: давайте делать. В ту пору у меня имелся на связи дрессировщик, у которого была волчица. И я поначалу предполагал, что будем эту хищницу снимать.

Однако предупредил руководителей съемочной группы, что придется вокруг площадки ставить высокий забор или сетку натягивать, так как не столь основательные препятствия волк может легко преодолеть. Некоторый опыт работы с «серыми» у меня к тому времени имелся и потому я знал: эта зверюга вполне может забраться по вертикали метра на два и перелезть куда угодно. Они согласились возвести надежную ограду. Но тут дрессировщика прихватил радикулит.

Он мне звонит: «Виктор, лежу, пошевелиться не могу, приехать на съемки не удастся». Ну я тогда и предложил Александру Наумовичу заменить волка Метелью, чуть загримировав ее. 

На съемках тех кадров поединка человека с хищником мне пришлось стать дублером актера Гуськова. На меня надели такую же офицерскую гимнастерку, подгримировали под него… Предстояло нам с моей хаски сыграть перед камерой очень динамичную и внешне жесткую сцену, хотя Метель вообще-то добрейшее существо. 

Митта в том числе хотел, чтобы «волчица» совершила прыжок, атакуя человека. Мы засели с оператором Сергеем Астаховым над сценой этой размышлять. И придумали. В лощине соорудили довольно высокое препятствие – завал из палок, веток. Астахов поставил камеру за ним. По команде «Мотор!» я звал Метель, и мой помощник спускал ее с поводка. Собака мчалась на голос, перескакивала по пути через завал и с разбега кидалась радостная к хозяину - приласкаться.

А у меня под гимнастеркой был припасен мешочек с мягкими куриными костями, чтобы дополнительно привлечь «партнершу по эпизоду» аппетитным запахом. При приближении Метели наклонялся ей навстречу, незаметно давал косточку, потом чуть отодвигался, она на меня задорно прыгала. Тут я ее хватал под лапы, прижимал к себе и мы катились по склону метра три. За себя при этом не боялся, главное было не помять собаку. Я крутился во время этих кульбитов так, чтобы ее все время сверху оставлять. 

Два дубля сделали. И всякий раз, когда команда «Стоп!» раздавалась, сразу угощал Метель косточкой. Хаски очень обидчивые, и если бы не такое вкусное вознаграждение, то Метель вполне могла бы обидеться, что я так ее кручу-верчу. 

Среди прочего «живого реквизита» для «Таежного романа» были и полсотни пиявок в стеклянной банке. Они понадобились Александру Митте для съемок эпизода, с лейтенантом Иваном Столбовым - персонажем Марата Башарова. 

По замыслу режиссера нужно было показать на экране, как эта водоплавающая живность присасывается к телу молодого офицера, провалившегося в болото. Александр Наумович предупредил Марата: «Станем тебе на руку сажать пиявок». А тот категорически отказался от такой экзекуции: «Мне еще в другой картине сниматься, а следы от них будут видны». Пришлось прибегать к помощи дублера: кровососов посадили на руку одного из операторов, Сергея Шульца, которую камера и взяла крупным планом. 

Правда, тут тоже возникла проблема: медицинские пиявки, которых я заблаговременно приобрел в одной из московских аптек, почему-то не пожелали, когда от них это потребовалось, присасываться к человеку. Пришлось мне срочно ехать в областной центр и покупать там других пиявок. Но эта калужская водяная живность, которую мы уже с успехом кормили человеческой кровью, оказалась при всем том мелковата размером и не слишком впечатляюще выглядела в кадре.

Ничего другого не оставалось, как скомбинировать: сначала на руку Шульцу сажали кровожадную мелочь местного калужского производства, а потом, оторвав ее, к тем же «насиженным» уже местам, где образовались язвочки, «приглашали» «крупноформатных» московских пиявок. Эти привереды прийти на все готовенькое соглашались.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру