МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Трассовая дискриминация

Обозреватель “МК” нашла причины поражения в Ванкувере, проезжая по московской лыжне

Всего две недели прошло, а олимпийские страсти уже улеглись. Волны растерянности и возмущения прокатились и схлынули. Разбор полетов завершен.
“В Сочи мы должны быть в числе лидеров”, — сказал Путин. В этой связи спорт высоких достижений ждут организационные перемены. В системе массового спорта, разваленного почти до основания, наоборот, никаких изменений не планируется.  

Олимпийские достижения между тем напрямую зависят от того, насколько в стране развит именно массовый спорт. Яма, в которой он у нас пребывает, не позволяет надеяться на успехи в Сочи. Обозреватель “МК” исследовала глубину падения на примере лыжного спорта в Москве и Московской области.


План по мышам

В конце февраля 2008 года я опубликовала в нашей газете статью “Гонки на выживание”, где описывалось бедственное состояние лыжных трасс в Москве и Московской области. Мэру Лужкову было доложено содержание статьи. На листе, где оно излагалось, мэр поставил резолюцию, адресованную заместителю Виноградову:
“Займитесь этой задачей именно в летний (2008) период, чтобы с началом зимы трассы были готовы принять спортсменов (в том числе и бытовки, кафе, освещение, снег). P.S. Возможно, следует трассы объявить охранными зонами для лыжников и летних (лыжно-роликовых) спортивных занятий”.  

Когда российские лыжники в Ванкувере выступили крайне неудачно, я вспомнила про эту резолюцию и решила выяснить, что сделано за два года.  

Председатель Федерации лыжных гонок Москвы Михаил Головатов объяснил, что сделать толком не удалось ничего. Во исполнение указания мэра федерация два года назад подготовила предложения — десять мест, где в Москве можно было бы проложить лыжные трассы. Измайлово, Покровское-Стрешнево, Тимирязевский парк, Воробьевы горы и т.д... На все десять мест пришел отказ. Все они являются природоохранными зонами, поэтому там нельзя ни трассы прокладывать, ни на лыжах кататься.  

Начальник управления развития материально-технической базы и эксплуатации Москомспорта Валерий Мостаков подтвердил слова Головатова. Итог двухлетней работы столичных чиновников по исполнению указания мэра — закупка двух модулей (сборных павильонов) под раздевалки и установка их на территории Центра физкультуры и спорта по адресу Лухмановская, 19А, и на Левобережной, возле стадиона “Умка”.  

Павильон возле “Умки” я осмотрела. Судя по объявлению на двери, он функционирует каждый день с 10 до 17. Лыжи дают напрокат бесплатно. Кататься — в лесочке между МКАДом и Химками по петле в 2 км, без подъемов и спусков.  

В минувшие выходные нарезанной лыжни там не было (в модуле объяснили, что человек, который этим занимается, сейчас болеет). Люди катались просто по заснеженной дороге, которую никто специально не укатывал. Народу немного — в основном гуляли родители с детьми. Таких, кто бегает на лыжах, не было.  

Два павильона для переодевания на всю Москву — вот во что вылилась резолюция мэра. Гора родила мышь.  

Остальные мыши пока в планах. “В Кожухове организуется природный парк, туда мы пытаемся включить организацию лыжных колец, — сказал Мостаков. — Планируется также установить модули-раздевалки на ул. Олонецкого, в Зеленограде и, возможно, в Кузьминках”.

Неприличное первенство

Есть лыжные “тропы здоровья” и есть лыжные трассы.  

Лыжные “тропы здоровья” протаптываются в любом удобном месте. Это может быть пустырь, школьный двор или парк, где гуляют с собаками и колясками. Лыжная “тропа здоровья” не регламентируется никакими правилами. Она для гулянья на лыжах, общедоступного, полезного и приятного занятия. Но не для спорта. Спортсмену-лыжнику бегать на “тропе здоровья” — все равно что пловцу тренироваться в надувном бассейне на даче.  

Совсем другое дело — лыжная трасса. Это спортивное сооружение, такое же, как бассейн или стадион, которое должно отвечать определенным требованиям. Ровная укатанная поверхность, ширина — шесть метров, перепад высот, определенный рельеф и достаточная протяженность. Для спринта — 1,5 км, для дистанционщиков нужно не меньше 3. Лучше всего, когда со старта уходит сразу несколько трасс — на 2, 3 и 5 км, тогда из них можно комбинировать разные дистанции.  

Трасса готовится ратраком — специальным трактором. Самый маленький — с трехметровым ножом — стоит как два “Лэндкрузера”. Если поменять “Лэндкрузеры” столичных и муниципальных чиновников на ратраки, ими можно будет заставить всю Тверскую — от мэрии до Белорусского вокзала. Тем не менее в Москве ратраки не используются ни на одной трассе для беговых лыж. Даже для первенств Москвы трассу укатывают снегоходом “Буран”.  

Проводить на такой трассе статусные соревнования — так же неприлично, как устраивать первенство Москвы по спортивной гимнастике на железной перекладине, прибитой к двум березам. Но градоначальников такое убожество не смущает.  

Возле трассы нужна теплая раздевалка, поэтому модули, которыми занялся Москомспорт, безусловно, очень полезны. Правда, их устанавливают не на трассах, а на “тропах здоровья”. “Роль модулей — привлечение масс к физкультуре и здоровому образу жизни”, — подтвердил Мостаков.  

Что касается спорта, то здесь все еще хуже, чем было два года назад, когда мэр Лужков давал указание исправить положение.

Лыжникам — ни пяди земли

Состояние лыжных трасс в Москве и ближайшем Подмосковье:  

1. Красногорск, лыжный стадион “Зоркий” МСОУ (муниципальное спортивно-оздоровительное учреждение) — готовится дирекцией только перед гонками. В обычное время там занимается спортшкола, прочих лыжников не пускают и всячески выживают.  

2. Зона отдыха “Битца” (строения на московской земле, трасса — на подмосковной). Трассу возродили энтузиасты СК “Альфа-Битца”, в течение зимнего сезона они готовят ее на регулярной основе. С 1 апреля 2010 года проведение соревнований запрещено, подмосковная земля продана ООО “Веркрос”, планируется застройка.  

3. ОУСЦ “Планерная”, Химки (сама база — на московской земле, трасса — в МО) — частная собственность ООО, учредитель — Федерация профсоюзов Москвы. Владельцы имеют доход от бассейна, гостиницы и прочей инфраструктуры спорткомплекса. В трассу и лыжную базу они не вкладываются, но за аренду для проведения гонок берут большие деньги. В ФЛГМ мне сказали, что они отдают за гонку 65 тыс. рублей и считают, что это мало, им по дружбе делают скидку.  

4. Трасса в парке “Измайлово”. После передачи на баланс структурам МЧС стадиона “Авангард” все соревнования прекращены, в помещениях лыжной базы живут курсанты, трасса регулярно не готовится.  

 5. Трасса в парке “Царицыно” — уничтожена, доступ лыжникам в парк официально запрещен.  

6. Трасса 2,5 км в Крылатском принадлежит компании “Лата-трек”, которая эксплуатирует главным образом горнолыжную составляющую. Даже если собственник решит заняться трассой для беговых лыж, у него все равно ничего не получится, поскольку она также проходит по территории, которую правительство Москвы объявило природоохранной зоной.  

7. Трасса на Сходне Московского городского физкультурно-спортивного общества, по мнению ФЛГМ, в полном упадке. Строения лыжной базы советских времен вот-вот развалятся.

Незаконные спортивные сооружения

Все лыжные трассы в Москве и Подмосковье проложены в советские времена. Раньше они были как бы общими. Теперь одна часть приватизирована и продана, другая находится в муниципальной собственности, а третья часть трасс ведет полулегальное существование. Вроде они и есть, а вроде их и нет, потому что в земельных кадастрах они не зафиксированы и никакой статус им не присвоен.  

Муниципальные трассы не развиваются, потому что на них нет денег в бюджете, либо деньги есть, но они растаскиваются по карманам.  

Приватизированные трассы полностью зависят от хозяев, но те, как правило, не спешат в них вкладываться. Наоборот, стараются побольше высосать.  

Единственное, что позволяет лыжному спорту как-то держаться на плаву, — это “полулегальные” трассы. Они поддерживаются энтузиастами и существуют до тех пор, пока власть не решит с ними покончить под каким-нибудь благовидным предлогом.  

Как видно из вышеприведенного списка, трассы из этой категории в Царицыне и Измайлове уже погибли. Трасса в Битце — на грани. Подмосковные трассы в Ромашкове, Муранове, Одинцове, Волкуше, поселке им. Цюрупы (там проводится ежегодная гонка на призы “МК”) и в других местах пока живут. Чем дальше от Москвы, тем дольше будет их жизнь, потому что до них позднее доберется охрана природы и коттеджная застройка.  

Энтузиасты, которые поддерживают “полулегальные” трассы, — сами профессиональные лыжники. Им больно видеть запустение. Они сбиваются в самодеятельные клубы и своими силами возрождают заброшенное. На их трассах занимаются спортшколы. К ним тянутся местные ребята, заразившиеся лыжами, и находятся люди, которые начинают им помогать и подсказывать...  

Любительские клубы проводят сотни соревнований. Сами, по собственной инициативе. В Ромашкове и Битце весь зимний сезон — гонки. Детские, взрослые, эстафеты, спринт, кубковые состязания, ночные... Клуб “Романтик” проводит порядка 40 соревнований в год — не только зимой, но и летом: кроссы, велосипед, кикбоксинг.
Любительских спортклубов в Москве и области — порядка двух десятков. К сожалению, в газете нет места, чтобы рассказать обо всех. А жаль, они того стоят.
По идее, власти должны всячески их поддерживать. Но на деле поддержку имеют очень немногие.  

Спортклубы мечтают узаконить трассы, закрепить как спортивные сооружения, чтобы обезопасить от посягательств властей, коммерсантов и лесников, вымогающих взятки, а также от идиотов на квадроциклах и сноубордах, которые ломают трассы и уродуют. Но добиться этого не удалось еще никому.

Природа природе рознь

Скоростная автомобильная трасса Москва — Питер, ради которой вырубается Химкинский лес, природе не вредит. А лыжные трассы — вредят. Поэтому автодорогам — да, лыжникам — нет.  

Абсурд, на который даже сказать нечего. Только покрутить пальцем у виска.  

Городские лыжные трассы всегда проходят по территории островков природы. А где еще их проложить? По улицам? По Садовому кольцу?  

Где кататься-то? Здесь — нельзя, там — нельзя. В Финляндии и Швеции люди приходят вечером с работы и идут на лыжах на час-другой. Природа у них — не в пример нашей, но при этом освещенная трасса есть в каждом городке, а “троп здоровья” нет вообще. И спортсмены, и любители катаются в местах, предназначенных только для беговых лыж, по которым никто не ходит пешком и не возит на санках детей, потому что все знают: нельзя портить укатанную поверхность.  

В Москве нет ни одной “освещенки”. А в сборной России по лыжам нет ни одного москвича. Откуда они возьмутся? Чтобы достигать каких-то результатов, лыжнику надо тренироваться четыре-пять раз в неделю. Чтоб тренироваться, нужны трассы. Трасс нет.  

И медалей нет.  

Два модуля с раздевалками, которые Москомспорт установил, выполняя указание мэра, на самом деле пробивала детско-юношеская спортшкола №32. Она в Ясеневе, дети тренируются в Битце, и им надо где-то переодеваться.  

Прошли тендеры, были закуплены модули, пошла переписка между чиновниками. И тут опять на дороге массового спорта встала дирекция “Природного парка Битцевский лес”: лыжные трассы в лесу — стихийные, спортклуб не имеет права существовать на нашей территории, всех будем гнать, никаких модулей, даже не думайте.  

В результате два модуля были отправлены в другие адреса приказом зам главы Москомспорта Нагорных (теперь он зам у Мутко, назначен ответственным за олимпийскую сборную).  

Тренер, который пробивал эти модули, обливался слезами. Реально хотел, чтобы дети в человеческих условиях переодевались.

* * *

Москва — не исключение. Во всей нашей северной, снежной стране лыжный спорт находится на положении нелюбимого ребенка. Есть несколько счастливых исключений, но в подавляющем большинстве регионов лыжи — в загоне. Любительские клубы бьются из последних сил, отстаивая массовый спорт, а чиновники равнодушно подписывают абсурдные отказы и затаптывают ростки живого, чудом выросшие на нашей выжженной земле.  

Благие пожелания руководства ничего не решают. Уж какое замечательное указание дал Лужков по части лыж! А кто его выполнил?  

Хотя сделать-то надо было не так много: привести природоохранное законодательство в соответствие со здравым смыслом, узаконить “полулегальные” трассы и предоставить любительским клубам максимальные возможности для развития.  

Что касается модулей-раздевалок, которыми Москомспорт ответил на поручение мэра, то их, конечно, тоже надо покупать и устанавливать. Но это уже потом, после всего, в последнюю очередь.  

Чтобы завоевывать олимпийские медали, недостаточно иметь благоприятные условия для подготовки только наиболее продвинутых спортсменов. Продвинутые спортсмены должны откуда-то вырасти, поэтому условия для занятий спортом должны быть доступными для всех.  

Если наши спортсмены не получили медаль, значит, 10—15 лет назад у нас не было условий для развития этого вида спорта. Если сейчас нет условий, значит, и в Сочи ничего не получим.  

В Ванкувере лучшие результаты в нашей лыжной сборной показала Ольга Завьялова, 37 лет, двое детей. Если положение лыжного спорта не изменится радикально, ей и в Сочи придется отстаивать честь страны, потому что смены у нее не будет. Не вырастет смена. Негде ей будет вырасти.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах