Летающий автомобиль в Нидерландах получил право ездить по дорогам

Возможно ли такое в России

В Нидерландах создан и официально зарегистрирован первый летающий автомобиль! Новинка, названная «Liberty», вскоре получит возможность ездить и летать по дорогам Европы. Эта новость, подкрепленная кадрами голландского автолета, вызвала широкое обсуждение в Интернете: возможно ли появление такой машины в России? Существует ли у нас законодательная база для возможности эксплуатации таких машин, или у нас они сразу же, как дроны, попадут под запрет по соображениям террористической безопасности?

Возможно ли такое в России

На эти вопросы «МК» ответил ведущий российский авиаэксперт Роман Гусаров.

Для начала о том, что известно об автоновинке PAL-V «Liberty». На трассе новое авто сможет развивать скорость до 160 км в час, а в полете – до180-200 км. Лопасти несущего винта складываются и крепятся на крыше. Владелец летающего авто должен, помимо, водительских прав, должен иметь лицензию пилота.

Пока машина завершает тестовые испытания и процесс ее сертификации продолжается. Однако фирма-разработчик уже подписала контракт на производство первой партии этих машин в количестве 30 единиц. Каждый автомобиль из этой партии обойдется покупателю в 400 тысяч евро.

Машина будет эксплуатироваться на дорогах общего пользования, где в течение ближайших двух месяцев должны завершиться ее испытания. Затем в течение двух ближайших лет производитель PAL-V «Liberty» собирается получить от властей страны разрешение на ее эксплуатацию в воздухе.

ВСТАВКА ЮТЬЮБ https://www.youtube.com/watch?v=fFW_0C7yFCI

- Тема летающих автомобилей совсем не нова, - пояснил «МК» Роман Гусаров. - Возможно, для Нидерландов это какая-то сенсация, так как у них это первый летающий автомобиль, но в мире он далеко не первый. Такие летающие «поделки», когда пытались совместить авто с самолетом, создавались неоднократно и разными фирмами, и просто умельцами еще в прошлом веке в ряде стран. Но пока ни одна из них не стала серийным образцом, не получила промышленного продолжения и не нашла своего места на рынке.

По словам эксперта, в России тоже имеется много «различных самоделок в области авиации. Все они естественным образом регистрируются как ИВС – индивидуальное воздушное судно.  

- Каждый такой аппарат - это не серийный образец, - поясняет эксперт, - а потому он не требует сертификации. Но самому владельцу на таком аппарате летать можно, выполняя полеты в рамках существующих в стране правил для авиации общего назначения. В эту же категорию попадают не только самоделки, но и переделки. Таких у нас тоже много, когда модернизируются и доделываются уже существующие модели летательных аппаратов. Правда, чтобы у нас в качестве такого аппарата регистрировался летающий автомобиль, этого я что-то не припомню.

Но если такое и случится, считает Роман Гусаров, то с точки зрения авиационных правил, особых проблем у хозяина такого авто не будет. Он просто должен будет выполнять все те правила, которые пилоты-любители обязаны соблюдать на чем бы они ни летали. Эксперт напомнил:

- Полеты в нижнем воздушном пространстве сейчас выполняются по уведомительной системе. А это значит, что ты должен уведомить авиационные органы, откуда взлетаешь и куда собираешься сесть, иметь документы на свой летательный аппарат и свидетельство хотя бы пилота-любителя. Кроме того, выполняя полет, ты обязан иметь представление о зонах, закрытых для полетов. Допустим, над воинскими частями, оборонными предприятиями, населенными пунктами и т.д.

Если все соблюдать, то с точки зрения авиационной составляющей по части эксплуатации такого аппарата ограничений я не вижу. А вот с точки зрения правил дорожного движения вопрос возникает. Я не думаю, что у нас можно будет взлетать с обычной дорожной трассы, прямо вот так с ходу превращая автомобиль в самолет и обратно. Сегодня у нас в стране посадка самолета на дорогу и взлет с автотрассы – это серьезное нарушение, за которое закон карает. То есть для появления таких машин у нас под них потребуется адаптировать нормативно-правовую базу. Обычно у нас это процесс очень длительный.

Что ж, если наши законодатели не поторопятся, то вполне возможно, нам в очередной раз придется догонять Европу в технологическом плане. Хотя, если мы и отстанем от нее, то не сильно. Ведь летающие авто по 400 тысяч евро явно не станут массовым видом транспорта для обывателя, а превратятся в престижные летающие игрушки для богатых.