В качестве примера эксперт привел два случая, которые произошли в Санкт-Петербурге.
Так, одна горожанка приобрела в кредит новый автомобиль за 2 миллиона рублей, при этом погашать долг ей предстоит следующие 8 лет. Одновременно во время продажи менеджеры оформили ей так называемый «премиум-пакет» за 630 тысяч рублей, причем эту сумму включили в тело кредита.
Данный «премиум-пакет» по своей сути представлял набор бесполезных и сомнительных услуг, которые вряд ли пригодятся автомобилисту в обычной жизни: это так называемая программа «помощи на дороге», «независимая гарантия» (хотя новый автомобиль и без этого имеет заводскую гарантию), юридические консультации, персональный менеджер, «получение справок в МВД» и услуги аварийного комиссара.
Еще один петербуржец схожим образом приобрел в кредит уже подержанный автомобиль, при этом менеджеры автосалона уговорили его оформить страховку от просрочек по кредитным платежам и от потери источников дохода — иначе, по их словам, банк не одобрял кредит.
Чтобы убедить клиента, сотрудники салона «по секрету» рассказали ему о том, что от этой страховки якобы можно отказаться в первый пять дней после приобретения машины — в так называемый «период охлаждения». Одновременно они попросили мужчину от руки написать расписку, что он, заключая договор на эту «страховку», понимал, что делает .
В итоге в обоих случаях покупатели не смогли добровольно отказаться от навязанных им услуг: как оказалось, они были навязаны им через договор опциона. А он, в свою очередь, не подразумевает возврата средств.
«Опционный договор по смыслу отдаленно напоминает страховку, но это два абсолютно разных продукта. Если от страховки по закону вы можете отказаться и получить назад деньги полностью или частично, то по опционному договору, абсолютно в рамках закона, деньги не возвращают», — предупредил автоэксперт.
Подобные схемы, предупреждает блогер, чаще всего проворачиваются при покупке автомобиля в кредит. Ситуация усугубляется тем, что автосалоны делают все возможное, чтобы вынудить клиентов взять заем в банке: при покупке в кредит, особенно на долгий срок, «вшить» незаметно дополнительные услуги в тело кредита гораздо проще. Кроме того, потенциальным покупателям предлагают хорошие скидки в случае, если они согласятся купить авто в кредит.
Если же клиент хочет купить машину за наличные — ему, как правило, предлагают постоять в очереди, которая, на фоне дефицита машин, может растянуться на месяцы, в течение которых автомобили так или иначе продолжать дорожать.
При этом автосалоны в настоящее время активно «пылесосят» и рынок подержанных машин: если раньше они покупали у реальных владельцев автомобили по заниженной цене, то сейчас предлагают россиянам за них вполне рыночную стоимость. Расчет делается на то, что при перепродаже им удастся «обуть» на опционных договорах невнимательных клиентов. Как правило, многие из них попросту не читают подписываемые договоры.
Также Шелков сослался на разговор с сотрудником одного из официальных дилеров. Он рассказал, как бюджетный седан стоимостью 1,2 млн рублей с учетом всех накруток по итогу обошелся покупателю в 1,8 млн рублей — то есть он переплатил «за воздух» почти 30 процентов от стоимости нового автомобиля.