Закон, деньги, закон

Начальник Управления ГИБДД Подмосковья знает, как победить коррупцию на дорогах

Кризис, увы, затронул практически все сферы нашей жизни. А уж ее автомобильную составляющую — чуть ли не в первую очередь. В столице, например, плотность трафика сократилась, по разным оценкам, на 10—15 процентов. Пусть чуть-чуть, но ездить по городу стало веселее. Учитывая, что на носу дачный сезон, можно было предположить, что и до милых подмосковных усадеб мы станем добираться быстрее. Однако начальник Управления ГИБДД ГУВД по Московской области генерал-майор милиции Сергей СЕРГЕЕВ разочаровал...

— Даже в зимние месяцы плотность потока оставалась на привычном уровне, — сообщил генерал корреспонденту “МК”. — Поэтому уменьшения числа машин на областных трассах в период отпусков мы не прогнозируем. Да, грузовые перевозки несколько сократились, но не настолько, чтобы обеспечить автомобилистам суперкомфортное существование.
— А тут еще и дорожники активизировались. Например, с приходом тепла начали ремонтные работы на 37-м километре Дмитровского шоссе. Теперь там многочасовые многокилометровые пробки чуть ли не от МКАД. А что, зимой, когда движение спокойнее, работать было нельзя?
— Увы, но этот вопрос не ко мне. Хотя согласен с вами, современные технологии позволяют и класть, и ремонтировать магистрали в любое время года, не создавая проблем в движении.
— Хорошо, время выбора дорожных работ, их методы и сроки автоинспекции не подвластны. Но обязать дорожников создавать временные объездные пути (хотя бы там, где это возможно) вы же можете. Ведь лишние пробки и вашей службе создают дополнительные проблемы. А простые граждане, плохо разбирающиеся в распределении обязанностей государевых служб, винить в заторах будут исключительно ГАИ...
— Эта проблема выходит далеко за рамки ремонтных работ на дорогах. Правильная организация движения — не менее важная задача, чем строительство и содержание трасс. Даже в наших стесненных финансовых условиях, когда дороги почти не строятся, грамотное рас пределение потоков в разы могло бы снизить заторы. Но и здесь все зависит не только и не столько от Госавтоинспекции. Ведь сегодня как происходит? Приходит инвестор с проектом строительства грузового терминала, супермаркета или жилого дома в местную администрацию. Проект полностью соответствует ГОСТам и СНИПам, согласован со всеми службами. Кроме ГИБДД. За нашей подписью под разрешительными документами приходят в последнюю очередь. И отказать мы не можем — все, повторюсь, исполнено в соответствии с действующими нормами и правилами. Но не просчитана не только плотность потоков дня сегодняшнего, но и завтрашнего. Это я к тому, что давно созрела необходимость создания единого центра управления движением в министерстве транспорта правительства Московской области, который бы занимался и тактической, оперативной, и стратегической организацией движения. В Подмосковье стараниями регионального правительства подвижки в этом вопросе идут, было соответствующее поручение губернатора Б.В.Громова, но силами одной территории его не решить. Как и стараниями одной Госавтоинспекции. Хотя мы и пытаемся хоть как-то влиять на ситуацию, иначе регион давно бы встал намертво, росла бы аварийность.
— А она не растет?
— В прошлом году по сравнению с позапрошлым она снизилась почти на 13 процентов. Разумеется, не только стараниями отдельно взятой областной ГАИ, в сфере безопасности дорожного движения работает много различных организаций, ведомств. Во многом, я уверен, определяющую роль сыграло ужесточение наказаний за нарушение ПДД. И хотя журналисты — в том числе и “МК” — нередко подвергают это сомнению, факты говорят сами за себя. Например, на четверть стало меньше “пьяных” аварий. Объективное и неоспоримое доказательство того, что ездить подшофе после введения жестких санкций за это, без преувеличения скажу, преступление, наши граждане стали значительно реже. Пристегиваются ремнями безопасности сегодня практически все — вот еще одно свидетельство положительного влияния увеличенных штрафов. В итоге, в том числе и поэтому, и гибнуть, и получать увечья в авариях люди стали реже. По нашей области — на 21,6 и 14,4 процента соответственно. Список можно продолжить...
— Однако на “встречку”, судя даже по официальной статистике, выезжать стали чаще. Нестыковочка выходит...
— Ничего подобного! Просто законодатель, повысив строгость наказания, придал этому нарушению статус высочайшей угрозы. Другими словами, мы получили хорошее оружие против лихачей и используем его по полной программе. Незначительные штрафы, предусмотренные старым КоАП РФ, нас возможности реальной борьбы с этим злом лишали. Что и отражает статистика.
— Ну так давайте за все дорожные правонарушения применять к водителю “высшую меру” в виде лишения прав...
— Азы юриспруденции — наказание должно быть адекватным проступку. Нельзя расстреливать за мелкую кражу и превращать водителя в пешехода за превышение разрешенной скорости на 10 км/ч. Так что не стоит делать из сотрудников Госавтоинспекции этаких кровожадных держиморд, чем, увы, нередко грешит пресса. Что же касается действительно опасных для социума нарушений ПДД, то ответственность за них надо повышать.
— Возможно, вы во многом правы. Но, увы, у нас с ростом штрафных санкций растет и коррупционная составляющая...
— Чтобы свести ее к нулю, необходимо более активно внедрять современные методы контроля. Сегодня, скажем, мы наращиваем число приборов видеофиксации. Пока они работают только по “скорости”. Но мы прилагаем усилия к тому, чтобы закон разрешил использовать их и против любителей выехать на встречную полосу, и пролететь на запрещающий сигнал светофора. То есть если и не убрать, то минимизировать роль инспектора в фиксации правонарушений и вообще в общении с водителем. С техникой не поспоришь.
— Тут как бы палку не перегнуть. Вот недавно вы выступили с антикоррупционной инициативой законодательно оснастить все машины автошкол, на которых сдают экзамены на права, видеоаппаратурой. Но, во-первых, это значительно увеличит стоимость обучения и, во-вторых, выглядит как лоббирование производителя подобных систем. Даже если одно авто каждой из 8181 российской автошколы будет вооружено такой техникой, кто-то несказанно обогатится.
— Журналист информагентства, с подачи которого и родилась эта “утка”, неверно меня понял. Подобными системами я предложил комплектовать лишь машины ГИБДД, на которых сдаются экзамены. Но по большому счету это должно быть интересно и автошколам, и их курсантам. Ведь используя современную технику, можно посмотреть на себя со стороны. И еще в процессе обучения понять: что ты не так делаешь за рулем; что тебе мешает; что может в дальнейшем привести к трагедии на дороге. Уверен, в этом случае качество обучения курсантов повысилось бы многократно. А то ведь что получается — в целом по стране с первого раза сдают экзамены в ГАИ лишь 55% претендентов на водительское удостоверение, а остальные 45% — в среднем лишь с шестой попытки!
— Убедительно. Но вернемся к коррупции в вашем ведомстве. Ведь как ни крути, а от человеческого фактора (и того, что в форме, с жезлом и свистком) на дороге не уйти...
— Что ж, проблема существует, но решать ее надо глобально. Во-первых, на законодательном уровне. Коррупцию можно снизить, устраняя бреши в законах; более четко формулируя, не давая трактовать как вздумается иным нечистоплотным инспекторам состав правонарушения; может быть, несколько изменив критерии оценки работы и инспектора в частности, и его подразделения в целом. Во-вторых, повысив социальный статус сотрудника — достойной зарплатой и соцпакетом, страховкой, жилищными субсидиями и т.д. То есть мотивировать на исключительно честную службу искренним желанием не потерять из-за мелочной взятки куда больше. И, наконец, настойчиво и целенаправленно устранять правовой нигилизм и правовую безграмотность водителя. Заставить его не только не нарушать ПДД, но и в споре с должностным лицом уметь отстаивать свою точку зрения, опираясь на закон. И если действительно виноват — расплачиваться за ошибку по закону, а не через инспекторский карман...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру