Аниш Капур. Вознесение

Блог Петра Войса
Галерист

 

Мировая слава Аниша Капура так же легко объяснима с формальных позиций, как трудно понимаема с содержательных. Собственно содержания, как такового, в его работах нет. Полностью отсутствуют сюжеты, нарратив, даже глубоко спрятанный. В этом плане он от человека евро-американской цивилизации далек. Но по части достижений в сфере творческих экспериментов с формой и материалами, он безусловно сегодня впереди планеты всей.

Огромные инсталляции, неведомые прежде художественному миру технологии, самый масштабный художественный проект, когда-либо существовавший на территории Великобритании, самая большая, самая дорогостоящая скульптура в мире, - это осязаемая сторона творчества Капура, о которой написаны сотни статей и которую легко вычленить из пестрого разнообразия современного художественного контента, но нет практически никаких объяснений тому, а что собственно представляет из себя художник? Что хочет сказать своими работами?

Во многих случаях Аниш Капур объясняет свои работы с точки зрения отсутствия материальной формы как таковой, то есть отрицания той стороны деятельности, которая вывела его на вершины известности. «Идея, выкристализированная моими работами на протяжении всей карьеры, это идея не-обьекта, отсутствующего обьекта, имматериальной части материального мира». И еще в развитие теоретической тезы отсутствующего объекта мастер пустоты, как называют его некоторые критики, поясняет: «Мне интересна идея о том, что форма в некотором смысле выворачивает себя наизнанку. Тогда лицевая сторона и изнанка представляются одинаковыми. Это то, чего мы не можем заметить, когда форма находится в привычном состоянии. Форма сама по себе находится в постоянном процессе – выворачивает и обличает свою внутреннюю сторону. Я чувствую, что именно такое понимание формы наиболее полно соответствует духу нашего времени».

Что же касается смысловой сути внутреннего содержания, которая по словам художника в результате выворачивания приходит в единство с лицевой стороной, то здесь без эзотерики разобраться сложно. Логика в данном случае не работает. Художник это подтверждает, заявляя, что ему в такой ситуации «нечего сказать».

Из всего множества блестящих и суперсовременных работ Аниша Капура, которыми одарены многие мировые музеи и художественные коллекции, наиболее близка к разгадке тайны мастера та, что называется " Вознесение". Эта работа ставшая известной после показа в день открытия Венецианской биеннале 2011 года в знаменитой базилике Сан Джордже Маджоре (San Giorgio Maggiore), построенной по проекту Андреа Палладио, представляла из себя столб белого дыма, возносимого к куполу храма. До того великий маг и волшебник неоднократно показывал эту инсталляцию в разных городах - Сан-Джиминьяно, Рио де Жанейро Сан Пауло, Пекине. И везде с одинаковой счастливой возможностью для зрителя увидеть нечто нематериальное, а по-большому счету с целью визуальной демонстрации духа, который иначе, как во все времена святым не назывался. Художник так себя и объясняет: "В моей работе то, что является и то, что кажется, часто размытo. В “Вознесении” меня интересует, как нематериальная идея становится объектом. Эта работа отсылает к библейскому сюжету о Моисее: столб дыма, столб света, в пустыне.».

Вот в таком ракурсе творческая сущность индуса Капура и суть его искусства становится понятной настолько, насколько понимаема вся совокупность многовековой философии и практики санатана-дхармы – вечного пути в вечное. А может ли кто сказать себе, что хорошо в этом разбирается?

Аниш Капур родился в Бомбее (сегодня это — Мумбаи ) в Индии в 1954 году в семье иммигрантки из Багдада еврейского происхождения и гидрографа ВМС Индии - выходца из региона Пенджаб. Первое свое образование он получил в The Doon School в Dehra Dun. В 1971 году, Аниш с одним из своих братьев отправился в Израиль, где до 1973 года жил в кибуце, а затем отправился в Лондон изучать искусство. Сначала в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс), затем в Сhelsea School of Art and Design. В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура».
В 1978 году в Лондоне в Hayward Gallery прошла его первая выставка. Начав выставляться в рамках «Новой британской скульптуры» наряду с другими скульпторами — Тони Крэггом (Tony Kreggom ) и Ричардом Диаконом/ (Richard Diakonom), Капур в 1980 году открывает свою первую персональную выставку в Париже.
В конце 1980-х он уже общепризнанный художник, снискавший известность художественными исследованиями материального-нематериального в своих работах.
В 1990 году на Венецианской биеннале Аниш Капур был награжден «The Premio Duemila». В 1991 году получает премию Тернера. Мастер часто упоминает слово «психоанализ», уверяя, что скульптуры для него — это инструмент исследования человека и мира. Диапазон материалов, которые использует для своего «психоаналитического» искусства Капур велик Помимо такого экзотического материала, как порошковые пигменты, традиционных стали и камня, автор создает свои творения из красного воска, а для гигантских сооружений применяет ПВХ, латекс и обычный грунт.

По материалам: thejc, publicartfund, guardian.co.uk, bbc.co.uk, nytimes.com, wikipedia.org. artukraine.com.ua, design-union.ru, fondartproject.ru

Полностью с выставкой можно ознакомиться на странице галереи в Facebook: http://clck.ru/8eU8f
При отборе работ использованы фотографии Google images.

Публикация фотографий произведений Аниша Капура на территории России произведена в соответствии со статьей 1274 части 4 ГК РФ "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях" и статьей 1276 части 4 ГК РФ "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения".

 

 

 


 

Другие записи в блоге