Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Чужие звуки: почему в России популярны кавер-бэнды

Чужие звуки: почему в России популярны кавер-бэнды

Научиться играть на музыкальном инструменте может каждый. А выучить популярные песни с внедрением интернета в повседневную жизнь стало и вовсе нереально просто. Но научиться сочинять свою музыку, да еще и такую, которую будут слушать, покупать, крутить в радиоэфире, а самих музыкантов приглашать на фестивали - вот это уже какая-то магия для большинства. Как музыкант, игравший и в кавер-бэндах (напомню, речь идет об исполнении одними исполнителями популярных песен других), и в группах собственного творчества, назовем это так, могу сказать, что самое большое раскрытие творческого потенциала происходит именно при сочинении своих собственных партий.

Рассмотрим ситуацию изнутри и с самого начала. К примеру, решил некто научиться играть на гитаре. И выбрал он путь трудный и тернистый - научиться максимально самостоятельно. Ему в подъезде показали четыре аккорда, и он сидит дома и переставляет пальцы, пыхтит, старается и, наконец-то, самую популярную песню у него получилось сыграть почти ровно. Вот и готов кавер-бэнд, по большому счету. Наш герой продолжает свой путь, учит еще одну песню, потом - еще. И через три года он (или она) - самый желанный человек во всех посиделках во дворе, гараже, на природе и т.д. Амбиции, конечно же, растут, и формата вечерних посиделок становится мало. Собирается группа, ее участники начинают учить популярные песни и потом исполнять их на потеху публике. Собственно, сами по себе каверы очень полезны для музыкантов. Из произведений других композиторов можно почерпнуть довольно много интересных техник и приемов игры на инструменте. Но вот элемента творческого развития при этом – минимум.

Лично мое отношение к этому явлению весьма противоречивое. Очень редко и мало кто может сделать качественный кавер на ту или иную песню. Зачастую кавер-бэнды подходят к самому понятию весьма халтурно, то есть песня заучивается до автоматизма, но максимально (или как получится) близко к оригиналу. На мой же взгляд (и многие музыканты его разделяют), успешный кавер - это самостоятельное произведение, похожее на оригинал. Как хороший ремейк не менее хорошего фильма. Разумеется, бывают примеры, когда собственная версия намного качественнее и интереснее оригинала, но это скорее исключение. Опять же, какими бы сложными ни были песни для разучивания, они не дадут выхода энергии и того самого проявления потенциала.

Конечно же, в наше время невозможно не затронуть денежную сторону вопроса. Для финансового успеха группе нужно найти аудиторию. Те, кто играет свои композиции, в самом начале зачастую аудитории не имеют, максимум она состоит из друзей и близких самих музыкантов. Каверы же имеют преимущество в том, что сами песни уже имеют своего слушателя. Именно поэтому кавер-бэнды чаще приглашают для выступлений во всякого рода клубы. Музыкантам же, играющим свои вещи, приходится самим пробивать себе путь к сердцу слушателя. Но в итоге, если им это удается, успех гораздо сильнее и больше. Правда, успех, измеряемый деньгами, может и не прийти. Кавер-бэнды же тоже не всегда имеют прибыль от выступлений, да и самих выступлений не так уж и много - на фестивали зовут не так уж и часто, да и самих кавер-бэндов стало довольно много, и пробиться куда-то, играя только каверы, мягко говоря, проблематично. Так ведь и слушатель может не принять именно такую версию песни, которую ему преподнесут вечером в пабе.

Но еще раз повторюсь: разучивая песни других групп, можно хорошо, что называется, прокачать умение владения инструментом, будь то гитара, барабаны, скрипка, да вообще любой инструмент, даже вокал можно подтянуть, распеваясь и разминаясь какой-нибудь песней, спетой ранее кем-то другим. Чтобы сочинять собственную музыку, нужно владеть инструментом уверенно, нужно слышать ноту до того, как ее сыграть, но самое главное - идти своим путем, не стараясь никого превзойти, переплюнуть. Музыка - это полет.

Так зло или добро в итоге кавер-бэнды, а вернее, их большое количество? Взгляды на этот вопрос существуют диаметрально противоположные: одни считают, что обилие кавер-бэндов - это хорошо, другие же констатируют, что в данном случае имеет место деградация. Безусловно, меломан, который пришел в паб в пятницу вечером, хочет услышать качественную музыку, даже если речь идет о перепевках. Мы любим многие песни разных музыкантов, некоторых, к сожалению, уже нет в живых, и единственный способ услышать любимые песни вживую - это пресловутые кавер-бэнды. И все же, на мой взгляд, слишком большое их количество не добавляет качества музыке, а, наоборот, размазывает его между группами. Уже не надо делать хорошо, песни и без того крайне популярны, а ошибок, или в музыкальных кругах - "лажи", многие попросту не заметят. Энергетика же концертов, на мой взгляд, от такого подхода теряется.

А как считаете вы?

просмотров: 2133



Комментарии пользователей

  • Arsen
    Лучше исполнять хорошую чужую музыку, чем плохую свою. Даже просто хорошее копирование известных композиций мне интересней, нежели прослушивание бездарных опусов "доморощенных композиторов". Новое - не самоцель. Один американский эксперт в документальном фильме Кена Бёрнса "Джаз" правильно сказал: "Неважно, что кто-то это играл до тебя. Важно - как это ты играешь сейчас".
  • Antipka
    Пример деградации, потери популярности и вообще ухода со сцены - Профессор Лебединский.

Оставьте ваш комментарий