Майкл Макфол: Путин - разочарованный лидер

Блог Ивана Савельева
Журналист-путешественник

Гвен Ифил, ведущая: Сегодня, когда все взгляды прикованы к России,  представители администрации пытаются определить, как далеко сможет зайти Владимир Путин. Мы выясним точку зрения майкла Макфола, который ушел с поста посла США в России только на прошлой неделе.

Господин посол, вы знаете Владимира Путина, или по крайней мере являетесь высокопоставленным чиновником, который наиболее близко общался с ним в последнее время. Может быть, мы неправильно понимаем его? Он хулиган или прагматик в политике?
 
Майкл Макфол, бывший посол США в России: Ну, я бы описал его как разочарованного лидера.
 
У него было представление о Евразийском экономическом союзе (Таможенный союз - прим. ред.), который соединит бывшие части Советского Союза в экономический блок, по образцу Европейского Союза. И он думал, что одержал большую победу осенью прошлого года, когда президент Украины Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а вместо этого начал переговоры с Россией.
 
Но эти планы развалились, когда Янукович потерял власть несколько недель назад. Я до сих пор сотрудничаю с правительством и только на прошлой неделе встречался с высокопоставленными российскими чиновниками. Они были очень разочарованы слабостью Януковича, и тем как он бежал вместо того, чтобы остаться и представлять их интересы.
 
Поэтому я считаю, что действия Владимира путина, которые мы наблюдали в Крыму, это его тактический контрудар. Не уверен, что он понимает, куда это приведет его в конце этой игры, но это его способ  показать народу Украины и Европе, что Украину он так просто не отдаст, в его понимании.
 
Гвен Ифилл: Когда президент (Обама - ред.) говорил с ним по телефону, он заявил ему (или, по крайней мере сказал об этом сегодня), что он (Путин - ред.) находится на неправильной стороне истории, Какое воздействие США должны применить, чтобы придать вес этому заявлению ?
 
Майкл Макфол: Президент Путин сделал свой ход, и у него есть своя цена. Призрак экономической стоимости уже сейчас заметен в том, как люди реагируют сегодня на московском рынке ценных бумаг. У меня есть много друзей-бизнесменов, которые запаниковали, потому что имеют другое видение России.
 
Они тоже хотят, чтобы Россия была великой державой, но они хотят, чтобы она была экономически сильной страной. Они хотят, чтобы она была страной, которую уважают в мире. Я был в Сочи всего несколько дней назад, и видел, как русские невероятно гордились, как они говорят, новой Россией. Действия в Крыму стирают все это.
 
Так что я не могу предсказать, как долго это продлиться и что нужно делать. Я думаю, что важно подчеркнуть, что именно сейчас наступил момент для дипломатии.  Пока еще есть время, когда Россия может отступить, вывести войска и позволить украинцам решать, как они должны управлять собой в качестве суверенного государства.
 
Но если события будут развиваться по другому пути, они будут иметь определенную цену. Сегодняшняя ситуация отличается от советского вмешательства в 1956 году в Венгрии или в 1968 -  в Чехословакии, когда Советский Союз был изолирован от мировой экономики. Теперь Россия интегрирована, и это действительно создает рычаги влияния.
 
Гвен Ифилл: Из того, что мы видели в течение нескольких последних дней, идея, что они просто отступят и вернут войска обратно в казармы, кажется все более и более нереальной. Что вы думаете шансы, что …
 
Майкл Макфол: Я согласен…
 
Гвен Ифилл: ... что Восточная Украина будет вовлечена в это?
 
Майкл Макфол: Аналитически, я согласен, что такая перспектива становится все более отдаленной,  но с точки зрения моего дипломатический статуса я думаю, что мы должны использовать все шансы, чтобы это произошло.
 
Что касается Восточной части, разумеется, президент Путин поставил всех в известность, что он будет защищать их от предполагаемой фантомной угрозы, потому что, конечно, никакой угрозы не существовало. И поэтому, честно говоря,  я очень серьезно обеспокоен, что это противостояние может выйти из-под контроля. Последнее, что нужно России, украинцам, Европе и  Соединенным Штатам - это вооруженный конфликт в стране в самом сердце Европы, в которой проживают 50 млн человек.
 
Гвен Ифилл: Есть ли вероятность того, что российско-американским отношениям будет нанесен долгосрочный ущерб?
 
Майкл Макфол: Без сомнения. 
 
Я имею в виду, что ущерб уже нанесен. Мы уже находимся в другой фазе отношений с Россией, особенно если говорить о санкциях. Потому что одна вещь, которую президент Путин всегда подчеркивает на каждой встрече, которую я слышал от него, говоря с президентом, беседуя с секретарем Керри и с вице президентом, это то, что мы должны сосредоточить нашу усилия на торговле и инвестициях между нашими странами. 
 
Однако события последних дней делают практически невозможным развитие этой стороны наших двухсторонних отношений.
 
Продолжение темы:
 
Мифы Путина и реальные санкции
«10 ложных сведений об Украине» - так называется пресс-релиз Госдепартамента США, в котором комментируется ряд утверждений Путина на последней пресс-конференции. Разобраться с их объективностью мне помог житель Киева Алексей Михайловский. 
 

 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру