Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Об узколобых зрителях, или Зачем ходить на предпоказы

Об узколобых зрителях, или Зачем ходить на предпоказы

Работая в театре и занимаясь связями с общественностью, регулярно ищу для сайта информацию просветительского толка – о новых веяниях, режиссёрах, формах и смыслах. И вот однажды наткнулся на «информационно новостном портале» (авторская орфография сохранена) на материал с громким названием: «Почему зрителям лучше не ходить на сдачи спектаклей?» Попробую опровергнуть каждый её пункт на примере сдачи спектакля «Свадьба Кречинского» в Тверском театре драмы.

«Побывав несколько раз на сдачах и пообщавшись с разными актёрами, со временем я пришел к выводу, что лучше не ходить на сдачи». С такого пассажа начинает автор статьи. Возможно, дальше в тексте он приведёт экспертное мнение этих актёров? Нет, чеховское ружьё не выстрелит.

Не скажу, что мне доводилось общаться со многими артистами на тему «предпоказов на зрителя», но ни один не отговаривал меня приходить на такого рода представления. Не буду обобщать, но эти люди уверяли – внимание зрителя лестно, даже если он не купил билет.

Может они заманивали меня в хитрую ловушку? А теперь по пунктам.

Первый: «Естественно, первый показ перед зрителем – больше нервов и напряжения. Все это отражается на качестве». Это, безусловно, не так. Да, первый показ – это всегда волнительно, но если не на открытом генеральном прогоне, так на премьере «нерв» будет ощущаться.

Однако если актёры всё обкатали, проработали, то справиться с эмоциями им поможет репетиционный опыт и мастерство. Иначе – какие же они профессионалы?

«Свадьба Кречинского» с первого же момента стартовала, как по нотам. Вот выходят в образах ярославских помещиков Сергей Коноплёв и Валентина Мартьянова. Их работа смотрится так же гладко, как и в «лабораторных условиях». Юная актриса Аманда Кварацхелия тоже на уровне. И далее действо шло без сучка, без задоринки.

Второй пункт о недоработанности технических моментов. Что ж, любая постановка на первых порах оттачивается. Если в какой-то момент показалось, что круг сцены на «Кречинском» сделал неполный оборот – это не испортило общего впечатления. Возможно, это и заметил только я, как искушённый зритель.

Третий: «Некоторых актёров напрягает, что их оценивают их же коллеги». Никогда, живя в Твери, не слышал от местных или приезжих актёров таких суждений. Боятся, быть может, можно узколобых зрителей, но никак не коллег-профессионалов. На «Свадьбу Кречинского» пожаловали коллеги из ТЮЗа, что никак не повлияло.

Далее четвёртый и пятый пункты: «Некоторые актёры признавались, что не выкладываются полностью на сдачах», «работа на полупустой зал демотивирует (их)». Опять же непонятно – актёр всегда должен выкладываться. Наша пиар-кампания позволила собрать полный зал. При этом, присутствуя на репетициях, я видел азарт и огонь в глазах того же Тараса Кузьмина, исполнителя главной роли. Кажется, ночью его разбуди, он тебе всё сыграет!

И, наконец-то, шестой: «Сравнивая спектакли во время сдачи и во время обычного показа, отметил совершенно противоположную реакцию зрителей <…> Соответственно, и игра актёров зависит от реакции зрителя». Повторюсь, если в рисунке спектакля заложены те пружины, которые воздействуют на эмоции зрителя, играют хорошо, то реакция непременно будет. Понятно, что первые 20 минут публика будет «прислушиваться», привыкать, а только затем даст артистам карт-бланш.

А вывод и вовсе смущает: «Давайте выбирать качество и ходить на обычные показы, а не на сдачи спектаклей». Уж лучше бы автор направил свой талант на качество заметок. Все свои аргументы я направил на то, что качество и условия первого показа аудитории далеко не всегда зависят друг от друга.

В любом случае, поход в театр - это всегда игра «Орёл или решка», то есть, может не понравиться режиссура, игра актёров, кашель человека за соседним креслом… Или же наоборот – случится чудо искусства.

Свидетелем такого лично я был и на «открытой сдаче» моноспектакля в Тверском театре юного зрителя «Москва – Петушки». Артист Сергей Зюзин отработал «на ура»! Впрочем, как и вся постановочная группа.

Фото: Анастасия Чистякова

просмотров: 2453



Оставьте ваш комментарий