Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Эксперименты доктора Мельпомены

Эксперименты доктора Мельпомены

Отгремели последние гастроли тверских театров по Тверской области и соседним регионам, наступила мхатовская пауза в ожидании нового сезона. Прошедший же «театральный год», на мой взгляд, внёс в жизнь областных театров внушительное количество экспериментов. Были и успешные, были и «очевидно, неудачные».

В Тверском академическом театре драмы прошли путь от цветастой комедии по пьесе драматурга эпохи Возрождения Карло Гольдони до детектива по Агате Кристи.

«Дачная лихорадка» по Гольдони пестрела декорациями и костюмами, которые вырвались за рамки Италии XVIII века, «Пушкин. Евгений Онегин» привлёк оформлением сценического пространства – полотнища а-ля отрывки из рукописей классика, а также красочными, визуально богатыми эпизодами, к примеру – «Сон Татьяны» и появление призрака Ленского.

Что уж говорить о постановке для детей «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», чья цветовая гамма разнообразна. С эмоциональной точки зрения произведение максимально обогатил исполнитель главной роли – Константин Василенко. Попадание в образ – 100%.

Спектакль «ЛАЙК ЛАЙК ЛАЙК», основанный на пьесе современного драматурга Саши Денисовой, смог «очеловечить» виртуальное пространство социальной сети, в которой общаются действующие лица. На открытой читке отрывка из «ЛАЙКА» невозможно было представить что произведение, по сути, повествующее о переписке в интернете, перерастёт в столь богатое по сценографии решение. Тут и дисплей, на котором отображается информация, и сценическое движение актёров, совпадающее с их входом/выходом в аккаунт и т.д.

Театр юного зрителя шёл наравне с драматическим. «Сказка о царе Салтане» больше всего напомнила игру «Крокодил». Действия, переживания героев визуализируются – как с помощью хореографических зарисовок, так и благодаря видеоинсталляциям. Так совпало, что декорации сказки так же, как у коллег из драмы, выполнены в виде пушкинских черновиков.

В целом, все произведения ТЮЗа отличаются зрелищностью. Но особенно выбиваются из общего ряда «Басни» по И.А. Крылову. Зритель видит на сцене, как актёры снимают маски одних персонажей и перевоплощаются в других. И всё это окружено феерией цвета и света. На мой взгляд, задача была сверхсложной – продемонстрировать «внутреннюю кухню» и не «убить» ощущение чуда.

А флагманом экспериментов в среде профессиональных театров стал документальный спектакль «Тверь-Тверь» про «Тверюшку-матушку». Сценарий основан на рассказах самих тверичан, на фактах из истории и современности города.

В зеркальных декорациях на пенёчках да с блюдцами чаёчка герои-горожане рассказывают о то, за что можно полюбить наш город и как в нём жить. Перемежают это всё видеовставки, снятые на улицах Твери. Ощущение, будто театр юного зрителя решил «поднести» к лицу зрителя зеркало. Кто-то призадумался, кто-то плюнул в отражение, кто-то кинул камень… Но отвести взгляд было сложно.

Попав на спектакль «Акико» по Виктору Пелевину, созданный любительским коллективом «Быстрого театра», я вновь убедился, что люди, которые трудятся лишь на собственном энтузиазме, способны решать сложные задачи, проникая в суть «тяжёлого» материала. Пусть это не репертуарный театр, но тверские театралы несколько раз смогли увидеть зрелищное воплощение рассказа (!) одного из маэстро российского постмодернизма. Надувные губы под потолком, маски и плётки на стене, манекены… Впрочем, дело не в деталях, а в то, как они играют на замысел.

Вся инсценировка – это один большой монолог девушки. Чтобы показать все стороны характера героини, её роль исполняют три актрисы. А вот декорации настраивают зрителя на нужный лад, погружая в атмосферу «всемирной паутины» и даже компьютерной игры.

Экспериментом ещё стали и масштабные гастроли в рамках проекта Всероссийский театральный марафон. К нам приезжал Смоленск, Тверскую область в Ярославле представил Тверской театр драмы. И, видимо, очень точно выразились на пресс-конференции смоляне: «Театр не живёт без эксперимента». Главное, чтобы внешняя сторона не подменяла внутреннее содержание.

Фото: Geometria

просмотров: 2482



Оставьте ваш комментарий