Понять поколение "цифровых" детей

Надежда Медведева
Учитель биологии МОУ "Гимназия № 44 г. Твери", кандидат биологических наук

Цифровизация образовательного процесса. Какие плюсы, когда в консервативную школу приходит современный мир с его требованиями и возможностями?

Большинство из вас, дорогие читатели, видят эти строки с мониторов своих ноутбуков, смартфонов, планшетов. Эти технические средства стали для нас такими же естественными возможностями получения и передачи информации, как для наших предков – почтовые голуби или гонцы. Наши дети уже живут в другой реальности, где, помимо фундаментальных знаний – основ, очень важно уметь ориентироваться в бешеном потоке информации. Глобальные образовательные тренды говорят нам о принципе 4К – это креативность, критическое мышление, коммуникация, коллаборация (командная работа). Игнорировать эти тренды в школе – все равно, что игнорировать применение антибиотиков при лечении тяжелых бактериальных инфекций – можно попробовать не применять, организм справится…но это не точно.

Давайте разберемся, что несет современной школе цифровизация, которая работает на глобальные тренды, является мощным инструментом их развития. Сразу отметаем вариант, что «сейчас все можно загуглить», зачем вообще что-то учить. Одна из задач школы – это показать, что не все, что загуглено – есть правда (Википедия иногда врет), как проверить и как понять, где истина?

Часто приводят в пример зарубежные школы, где ребята сдают телефоны и весь день проводят без них, минимально соприкасаясь с планшетами или мультимедийными проекторами. Но при этом никто не говорит, как построен учебный процесс, и что, чаще всего, в школах создана достаточно насыщенная информационная среда, есть лаборатории, где ребята все могут сделать «руками», почерпнув необходимую информацию из методических пособий, у лаборантов. Ведь, если посмотреть, то цифровизация – это не наличие в школе огромного количества оборудования – мобильных лабораторий, планшетов, мультимедийных досок, ноутбуков, а доступ к качественному образовательному цифровому контенту, умение учителей использовать этот контент, доступность его для ребят, вне зависимости от их местонахождения и благосостояния, возможность использования содержания детьми с особенностями развития.

Не во всех массовых российских школах пока такое возможно, хотя подвижки определенно есть, помогают в развитие цифровизации и детские технопарки – новые формы дополнительного образования детей. Поэтому нет ничего ужасного, если ребенок отработает алгоритм будущей лабораторной работы в среде виртуальной лаборатории, «посетит» греческий зал Эрмитажа, не выходя из класса, или будет сопереживать героям Чеховского «Дяди Вани», поставленного на сцене МХАТ, послушает лекцию известного ученого и задаст ему вопрос он-лайн, заглянет внутрь сложных механизмов или клеток, дома проверит полученные знания на платформе, которая покажет его прогресс и уровень – цифровые образовательные порталы делают все это возможным, а при правильном применении – стимулируют реальную потребность изучать окружающий мир в реальности (поехать в Эрмитаж, посетить театр и т.д.).

Цифровизация – хороший помощник коллаборации, ведь не секрет, что после школы большинство ребят в городах бегут на кружки или секции, но при этом, в школе часто задают групповые задания. Он-лайн инструменты делают возможным детям выполнять подобные задания, вне зависимости от их местонахождения, редактировать, оставлять комментарии. Но, при этом защита все равно должна проходить очно, так как живое общение, дискуссии и обсуждения – важный элемент формирования коммуникативных навыков. Да, часто наблюдаю, что дети пишут сейчас лучше (выражают мысли письменно), чем говорят и здесь есть о чем подумать. Сейчас очень важная задача школы – использовать возможности "цифры" в соответствие с природным стремлением ребенка познавать окружающий его не виртуальный, а настоящий мир. И здесь главное – не перегнуть палку! Детям гораздо интереснее изучать строение дерева на улице, или держа веточку перед глазами, чем смотреть картинку на экране, но, при этом, можно попросить сравнить то, что в руке и то, что на доске.

А какие широкие образовательные возможности дают сейчас доступные базы данных, работа с big data (большими данными) требует очень неординарных аналитических навыков, которые простым гуглением не развить. Ну а каллиграфия – прекрасный способ развития мелкой моторики, ведь не секрет, что интеллект «находится на кончиках пальцев». Очень интересный прием – детские лонгриды в социальных сетях по мотивам поездок и путешествий. Ребята пишут то, что увидели, иллюстрируют своими же рисунками и фотографиями.

Так что, не так страшна цифровизация, как ее неуместная или неумелая реализация. Мы никуда не убежим от прогресса, если живем в обществе, да и надо ли? Просто давайте пытаться и учиться понимать наше поколение "цифровых" детей, показывать им красоту и удивительные возможности ,которые дает наш мир, больше общаться с ними, особенно это касается родителей. Дети, которые имеют альтернативу живого общения, реального действия, всегда выбирают его.

Фото: medicmap.ru

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру