Программа Прохорова: плюсы и минусы

Владимир Овчинский
Криминолог

Михаил Прохоров опубликовал развернутую предвыборную программу. Учитывая прошлогодний политический скандал вокруг его персоны и нынешнее «внезапное» появление среди кандидатов в президенты России, эта программа вызывает у многих большой интерес. Анализировать каждый пункт программы Прохорова — дело утомительное и долгое. Отмечу лишь те моменты, которые у меня вызывали желание поддержать, и те, которые вызывают отторжение.

Сначала о поддержке. Это практически все положения программы о борьбе с коррупцией. Особенно те, которые касаются введения системы контроля за расходами, правового института «незаконное обогащение» и расширения института конфискации имущества. Следует согласиться с предложением упразднения квалификационных коллегий судей как неэффективного института судебного контроля. Интересно предложение Прохорова возложить на законодательные органам право прекращать полномочия судей. Нельзя не согласиться с предложением Прохорова отменить ЕГЭ и разработать новую систему контрольных экзаменов. Логично предложение распространить «сколковские» преференции на все наукограды. Думаю, многие согласятся с предложением законодательно увязать возраст выхода на пенсию и ее размер с количеством воспитанных в течение жизни детей, в том числе приемных. Теперь о том, что вызывает отторжение. Прохоров во введении заявляет, что «мы выбираем страну, где все равны перед законом». И предлагает при этом амнистировать только осужденных за экономические преступления, которые отбыли не менее трети срока наказания. Почему такая избирательность? Что, амнистировать надо только «товарищей по предпринимательскому цеху»?

Говоря о реформе судебной системы, Прохоров обещает ввести запрет на избрание на должность судьи лиц, которые состояли на государственной гражданской службе, или служили в правоохранительных органах или внутренних войсках. Кто же тогда будет судьями — предприниматели, врачи, учителя, адвокаты? И почему запрет распространяется на правоохранительные органы и не распространяется на спецслужбы? Вновь странная избирательность. Кстати, еще об одном запрете на профессию, который желает ввести Прохоров. Это — запрет на преподавательскую деятельность в общеобразовательных учреждениях для тех, кто занимается пропагандой авторитаризма и культа личности. Это положение Прохоров напрямую взял из предложений комиссии по правам человека при Медведеве по десталинизации . Думаю, реализация этого предложения приведет к волне доносительства, сведения счетов в преподавательской среде. Ведь нет никаких критериев того, что есть пропаганда, а что - рассказ о деяниях исторических персонажей.

Рассматривая вопросы федеративного устройства, Прохоров обещает до 2020 года освободить компании и предприятия, действующие в регионах Северного Кавказа, от уплаты налогов в федеральный бюджет. Странное предложение. Прохоров опытный бизнесмен и должен понимать, к чему приведет такое освобождение от налогов. Не к расцвету бизнеса в северо—кавказских республиках, а к формальной регистрации на их территории огромной массы предприятий, через которые бизнес—структуры всех типов и уровней будут в массовом порядке уклоняться от налогов. Все это Россия уже проходила через ингушский и калмыцкий офшоры. Серьезные вопросы вызывают предложения Прохорова в сфере обеспечения обороны. К 2015 году он предлагает отменить призыв граждан России на военную службу, завершив переход к контрактной армии. Для России это — утопия. Все предыдущие попытки опереться только на контрактников провалились. Провалится и это предложение.

Оторопь берет от задумки Прохорова «превратить Вооруженные силы Российской Федерации в значимую отрасль национальной экономики, в которой ежегодно создаются тысячи рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации». Видимо, кандидат в президенты перепутал два понятия — военную экономику и вооруженные силы. Вооруженные силы — потребитель военной экономики, но не ее аналог. Не менее странное предложение в программе Прохорова по поводу регистрации граждан. Он предлагает «отменить институт регистрации для граждан при усилении контроля за нелегальной миграцией». О каких гражданах идет речь? Если о российских, то этот вопрос можно обдумать. Но если о гражданах других стран, то как можно отслеживать нелегальную миграцию без системы регистрации легальных мигрантов? Здесь явная несостыковка. Тем более, что в другом месте своей программы Прохоров предлагает разработать и принять свод законодательных норм, регулирующих трудовую миграцию.

Теперь об экономических нововведениях, которые хочет осуществить Прохоров. Как представитель крупного бизнеса и либеральной экономической школы он демонстративно отвергает роль государства в развитии экономики. Предлагает резко снизить участие в ней государства как хозяйствующего субъекта: демонтировать систему госкорпораций и провести их приватизацию, отменить понятие стратегических отраслей, ликвидировать федеральные целевые программы, разделить ОАО «Газпром» на конкурирующие компании. Экономическая программа Прохорова — действительно революционна. И все другие предложения — это только бантики и цветочки для прикрытия ее сути.
Но мировая экономическая мысль сегодня идет совсем в другом, отличном от мыслей Прохорова направлении. Достаточно прочитать последние работы Сакса, Стиглица, Рубини. Гуру либерализма говорят о разумном сочетании государственного управления и бизнес—инициативы в нынешней экономике, особенно в период кризиса. Но Прохоров не хочет слушать советы действительно умных людей. Что у него получится — посмотрим.

Другие записи в блоге