Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Ребёнок "в телефоне": умный, но бесчувственный

Ребёнок

Едва ли сегодня найдется родитель, учитель или воспитатель, который не задавался бы вопросом на тему, почему современные дети так увлечены айфонами, смартфонами и прочими гаджетами.

Давайте попробуем вместе подумать, что происходит. В народе говорят по-простому: человек – существо социальное. То есть, рождается в обществе, живет в обществе. В психологии и в психоанализе мы говорим об объектных отношениях. Что это такое? Объектные отношения – это отношения, в которых объектом выступает другой человек. Другими словами – отношения между людьми или межличностные отношения. Самое первое подобное взаимодействие происходит между матерью и младенцем. Далее в их диаду «вторгается» отец (я пишу в кавычках, потому что в данном случае его вторжение является не просто полезным, но и необходимым). Потом картину мира расширяют другие люди, среди которых должны быть как сверстники, так и иные взрослые.

Так почему же современный ребенок предпочитает гаджет и интернет пространство реальному общению и другим людям. Все сложно, и одновременно очень просто. Телефон – становится тем самым объектом, который в данный момент времени имеет наибольшую значимость. Он – вместо мамы, вместо друга, вместо другого человека. То есть он объективизируется. К нему привязываются, а привязанность в норме должна быть к человеку или, по крайней мере, к живому существу, по нему скучают, его не хватает, с ним трудно расстаться даже на время.

Но дети ли «виноваты» в своем нежелании развиваться и бесконечном стремлении зависать в телефоне. Всегда ответственность лежит на взрослых. Во-первых, не желая проводить много времени с ребенком, инвестировать в него свои знания, умения, навыки, душевные силы, многие родители предпочитают тратить на ребенка деньги, предлагая тем самым (внимание!) айфон – вместо себя. Что и требовалось доказать: техника вместо человека. Во-вторых, посмотрите на мамочек, которые с пеленок включают музыку или мультики, или что угодно на экране телефона, пока сами хлопочут по дому, полагая, что ребенок обязательно должен быть развлекаем и не давая возможности ему побыть одному, посмотреть по сторонам, понаблюдать за своими движениями и ощущениями.

Что же происходит с ребенком, когда он видит светящийся экран? С ним – все в порядке! Это обыкновенное стремление к чуду. Другими словами – стремление к прогрессу, потому что любые прогрессивные изобретения, будь то велосипед или первый автомобиль, или самолет вызывали не только у детей, но и взрослых – неподдельное восхищение, удивление вплоть до мистификации и ощущения чуда. Представьте, что чувствует ребенок. Он чувствует примерно то же самое!

Человек, отказывающийся от прогресса в наши дни казался бы нам по меньшей мере странным. А техника, которая заменяет человека – это вообще тенденция 21 века и тенденция будущего. Я ни в коем случае не говорю, что это – хорошо. Но я говорю лишь о том, что есть такой факт. Скоро многих профессий не станет просто потому, что человек на этом рабочем месте будет не нужен, и его заменят роботы.

Отсюда вывод: любые изобретения, ведущие к прогрессу не есть плохо. Другое дело, что везде должны быть свои правила и ограничения. Они прежде всего должны быть у родителей в голове, а уж потом транслироваться детям. Вы бы захотели ездить сегодня на «Запорожце» или «Москвиче»? (Я не говорю сейчас о людях с подобным хобби, но – о норме жизни). Так почему же Вы полагаете, что ребенок может самостоятельно отказаться от благ цивилизации любезно предоставляемых ему родителями.

И уж конечно, если Вы желаете, чтобы Ваш ребенок не сидел в компьютере, ноутбуке или телефоне часами, станьте для него тем самым живым объектом, с кем ему было бы интереснее, чем в компании телефона. Или предложите вместо себя другого человек (няню, друзей, сверстников в секциях и т. д.), то есть у него должна быть альтернатива, но не менее интересная чем техника. Какой Вам смысл менять красную икру на горбушку хлеба?

Если же Вы такой альтернативы предложить ребенку не можете, оставьте его в покое, и пусть развивается технически. Просто следите иногда в рамках возраста за цензурой, показывайте его офтальмологу. Среди современных детей очень много талантливых ребят, разбирающихся именно в технике, логике, настройках и т. д.

Другое дело, что как я уже неоднократно писала, чувства ребёнка, его сенситивные характеристики в таком случае развиваться должным образом не будут, то есть развитие будет неравномерным, с перекосом в сторону интеллектуализации и огромными пробелами в чувственной сфере.

просмотров: 3704



Оставьте ваш комментарий