Орден лицедейства 15-й степени

На церемонии вручения юбилейной театральной премии “МК” актеры зажигали

Прав был Оскар Уайльд, заметив, что “в театре всё гораздо правдивее, чем в жизни”. Такого наслушаешься от актеров в момент награждения самой независимой на свете теапремией “Московского комсомольца” — в момент прочищает мозги: смелой газете — смелые речи. А премия, кстати, как раз и свершилась вчера: к нам на улицу 1905 года съехался (даже, пардон, из Питера!) весь цвет отечественной сцены.
Хотите подробности?

На церемонии вручения юбилейной театральной премии “МК” актеры зажигали
Сергей Маковецкий, Нина Гуляева, Дмитрий Назаров, Евгений Миронов, Сергей Чонишвили — все звезды в "МК".

…Ни к чему напоминать, что наша “церемония” (придуманная 15 лет назад Мариной Райкиной) предельно коротка — буквально до 15 минут — и в этом году был бы поставлен новый рекорд скорости, если б не добавление новых номинаций. Так, впервые был оценен балет — за своего “Онегина” фирменное блюдо “МК” с фоткой сегодняшнего номера на аверсе взял прославленный хореограф Борис Эйфман. Ради нашего приза он специально прибыл из Питера в Москву на первом же “Сапсане”; пусть его не очень жалует столичная пресса, зато в лицо (кто еще этим похвастает?) узнает весь просвещенный мир. Браво.

Лауреаты театральной премии “МК” 2010 года. фото: Александр Астафьев

А самым первым в наше беспокойное селенье пожаловал Виктор Сухоруков, сыгравший царя Федора на пару с Александром Яцко (Иван Грозный) в моссоветовском “Царстве отца и сына», за что и получили блюдо и цветы в номинации “Тандем”. Причем “лучший тандем”.

— Одна актриса сказала: “ваша игра не в традициях Театра Моссовета, вы слишком наигрываете”. Согласен! Наигрываю, потому что не царь я, а фабричный советский человек из провинции — Сухоруков. И ставь, о журналист, три восклицательных знака. Мой Федор — страдающий, сомневающийся, не глупый, не дурной, не сумасшедший, а то подают его всяко с медицинской точки зрения…

Ольга Яковлева. фото: Наталия Губернаторова

МК вручил юбилейную театральную премию

Смотрите видео по теме

“Вождизм” так и преследует Сухорукова — только что он завершил роль Хрущева (после нескольких блистательных Лениных рубежа 1990—2000 гг.) А вот и другой царь подоспел — Грозный, которого блестяще сыграл Яцко.

Острую тему власти и бытия российского подхватил Дмитрий Назаров, взявший в категории “мэтры” приз за лучшую мужскую роль второго плана — Лемма в “Дворянском гнезде” МХТ им. Чехова. Кстати, паровозами этого года, собравшими максимальное число призов в разных номинациях, как раз и стали два спектакля-грандиозо — мхатовское “Гнездо” и вахтанговский “Дядя Ваня”. Итак, Дмитрий Юрьевич так рассекретил свою роль:

Анна Чиповская. фото: Александр Астафьев

— Чего лукавить, изначально не хотелось ее играть: не очень, знаете ли, радостен переход с героических ролей на возрастные. “Теодор Христофор Готлиб Лемм” — эти четыре слова переводятся как всевозможные несчастья, сам это раскопал. Но вот второе — его несогласие с поступком главного героя, когда, имея счастье, тот его упускает. Главная фраза была в конце: “Вам направо, а мне налево, мне с вами не по пути, молодой человек”. Неумение и нежелание бороться за свое счастье — свойственно сегодняшней России.

— А вам лично?

"МК" вручил юбилейную театральную премию

"МК" вручил юбилейную театральную премию

Смотрите фотогалерею по теме

— Нет, я борюсь, я оптимист: у меня всегда стакан полуполный. Пока еще.

Виктор Сухоруков. фото: Наталия Губернаторова

Однако пора начинать — конференц-зал полон: масса гостей, прежних лауреатов — тут и Евгений Миронов, и Андрей Житинкин, и Римас Туминас… Премию вручают театральный обозреватель Марина Райкина и главный редактор “МК” Павел Гусев:

— Газете — 91 год, а вот премия родилась 15 лет назад — подумали тогда: почему нет? Мы — самая демократичная газета, абсолютно независимая, никаких хозяев у нас нет, я сам — хозяин, так почему б не быть и самой независимой премии? Кстати, у нас здесь можно всё — плясать, кричать, топать ногами!

“МК” наградил блистательных женщин-талантов — Анну Чиповскую (за Глафиру в “Волках и овцах” “Табакерки”), Юлию Пересильд (за Гелену в “Варшавской мелодии”) и Мадлен Джабраилову (несколько ролей в “Триптихе” театра Петра Фоменко), с нее началась номинация “полумэтры”, Мадлен в азарте:

— Какая теплая компания! Со всеми здесь хотела бы работать! И благодарю актеров, которые в спектакле в буквальном смысле носили меня на руках!

Павел Каплевич. фото: Наталия Губернаторова

Кирилл Пирогов — ее партнер по “Триптиху” — признан также лучшим в “полумэтрах”. Громкие аплодисменты Сергею Чонишвили — лучшая мужская роль в “Методе Грёнхольма”, Театр наций. Он же, кстати, как выяснилось, озвучивал рекламные ролики “МК”. За “лучший дебют” в спектакле “Бешеные деньги” приз был присужден и Ивану Урганту, но он из-за съемок приехать не смог.

Лучший эксперимент — у “Звездной болезни” Иосифа Райхельгауза, а лучший студенческий спектакль — “История мамонта” Кати Гранитовой.

Самое тяжелое бремя досталось “мэтрам” — они шли последними. Итак, лучшим спектаклем был признан “Дядя Ваня” Римаса Туминаса, лучшей женской ролью второго плана признали — опять же тандем — Наталью Егорову и Нину Гуляеву (МХТ им. Чехова), которые решили чуть не запеть от счастья. Лучшую “мужскую роль” взял Сергей Маковецкий (все в том же “Дяде Ване” — Войницкий). А под разрывные аплодисменты блистательная Ольга Яковлева была всенародно объявлена лауреатом премии “МК” за лучшую женскую роль-2010 — бабушка в “Обрыве” МХТ им. Чехова. Вспомнился “Театр” Сомерсета Моэма: “Джулия ощутила себя душой, витающей в райских кущах”. И, конечно, Евгений Миронов, как начинающий худрук Театра наций. Под занавес — традиционная фотография на память и фуршет.