Формат экрана, правда, подбирался прямо по ходу дела, и спектакль транслировался с техническими сбоями, но об этом предуведомлялось, и было, конечно же, простительно в виду режима «реального времени». Однако, после просмотра балета из древнеримской жизни под названием «Калигула», впервые дававшегося в прямой трансляции непосредственно из дворца Гарнье, можно придти и к неутешительному выводу. Несмотря на то, что этуаль Парижской Оперы Николя Ля Риш, выступивший здесь в роли хореографа, танцевал за свою долгую карьеру в том числе такие балеты, как «Спартак» и «Иван Грозный», а кое-какая сюжетная хореография частенько идет и на самой исторической сцене легендарного театра - культура такого рода балетов находится среди молодых французских балетмейстеров в зачаточном состоянии.
Спектакль подходил к концу, а никакой маломальской интриги так и не вырисовывалось. И это несмотря на описанные у Светония, текст которого Ля Риш, чувствовалось, внимательно штудировал, готовясь к постановке, бурные перипетии жизни знаменитого императора. Все герои балета имели исторически точных прототипов, но дать им хоть какие-то внятные хореографические характеристики (я уже не говорю о скрупулезной психологической разработке персонажей, которую отечественный зритель привык наблюдать в балетах Григоровича или Эйфмана), молодой балетмейстер так и не сумел. А может, даже не ставил перед собой такой задачи. Потому понять, кто есть кто в этой балетной кинодраме, и что здесь собственно происходит, можно было с большим трудом.
Спектакль больше походил на весьма распространенную в западной хореографии бессюжетную невнятицу. Разве что знаменитый конь Быстроногий (Матиас Эйман), для которого реальный император выстроил дворец и хотел сделать сенатором, угадывался легко. Да убивший в конце концов диктатора трибун преторианской когорты Кассий Херея (Орели Утт), показанный в балете почему-то лысым, олицетворял враждебную главному герою силу.
Танцовщица Клермари Оста изображала ту самую Луну, которую по описаниям Светония император «по ночам неустанно звал к себе в объятья и на ложе» и символизировала поэтическую душу Калигулы. А Элеонора Аббаньято – погибшую вместе с мужем жену Калигулы Цезонию, которую сластолюбивый император «выводил к войскам рядом с собою, с легким щитом, в плаще и шлеме, а друзьям даже показывал голой». Для того чтобы понять, что Николя Поль играет любимого мима (и любовника) императора Мнестера, а подыгрывающие ему одетые в белоснежные юбки юноши воплощают античный театр, нужно было уже напрячься.
Не смотря на то, что музыкальный материал спектакля не являлся распространенной сейчас в сюжетных балетах «нарезкой» из различных произведений (использовались исключительно «Времена года» Вивальди, да электронные вкрапления), на историческую тему он ложился плохо, и пониманию конфликтов происходивших на сцене между героями решительно не способствовал. Вспоминалось лишь, как виртуозно использовал ту же музыку Ролан Пети в своем великолепном балете «Времена года». Ну а идти на балетную трансляцию все же стоило. Хотя бы для того, чтобы хоть и виртуально, но воочию (и всего-то за 300 рублей) побывать на спектакле в легендарном театре. А заодно полюбоваться великолепными пластическими возможностями и танцем Калигулы – Стефана Буйона, наряженного для отражения кровожадности в красный купальник с нарисованными ребрами. Этого артиста на гастролях в Москве на этот раз мы, к сожалению, не увидим.