В поисках утраченного гриба

Во МХАТ им. Горького премьера по роману Юрия Полякова

Спектакль «Грибной царь» по одно-именному роману Юрия Полякова получился очень нервным. И это потому, что он очень отражает нервный дух времени.

Во МХАТ им. Горького премьера по роману Юрия Полякова
Свирельников (Валентин Клементьев).

Режиссер МХАТ им. Горького под руководством Татьяны Дорониной Алексей Дмитриев явно сделал ставку на темпоритм — и на его смену. Основной декорацией спектакля служит огромный видеопроектор во всю стену, где сначала мы наблюдаем прекрасный, свежий, шумящий лес. Но очень быстро картинка сменится на несущийся на огромной скорости город с его дискотеками, танцующими стриптизершами, светомузыкой, тяжелым роком, трассами, машинами... А из реальных декораций на сцене большая кровать. Прием не нов, зато символичен.

Бизнесмен Свирельников (Валентин Клементьев) — настоящий герой нашего времени. Сейчас он поставляет сантехнику (прекрасное название для фирмы — «Сантехуют»), за плечами темная история с убийством компаньона в 90-е... Его хриплый голос звучит как из подземелья, хотя вроде бы он на самой верхушке жизни — не считая он раздает бумажки из солидной пачки денег, ему доступны самые дорогие проститутки, в его любовницах шикарная секретарша и длинноногая однокурсница дочери... А в сухом остатке что? С женой «ветеран капиталистического труда» разошелся (а роман с ней завел его лучший друг), дочь гуляет на папины деньги вплоть до того, что ее выгоняют из института, младший брат пьет горькую, отчего его мама света белого не видит... Да к тому же кто-то организовал за ним слежку. Вспоминается «Утиная охота» Вампилова. Единственное, что его действительно волнует, — воспоминание о том, как когда-то дед рассказывал ему про грибного царя. Имеется в виду легенда об огромном грибе — шляпка 55 см в диаметре. Если найдешь его — он исполняет желания. Любые. Кроме одного: нельзя желать ни смерти, ни бессмертия ни себе, ни другим...

Важность вот в чем: в герое нет ничего, ни искреннего чувства, ни любви к кому бы то ни было, он пуст, он выжег бурной жизнью сам себя, он ничего не стоит. Он не сильно выделяется из безликой толпы массовки — шикарные стриптизерши в корсетах, бизнесмены в черных очках...

Среди других персонажей романа Юрия Полякова немало и других узнаваемых героев времени. Суетливый батюшка, прощающий все грехи за пожертвование на ремонт храма, главный редактор газеты «Московский наблюдатель» с явно выраженными голубыми наклонностями, бывший гебист, который помогает Свирельникову разобраться, кто за ним следит... Юрия Полякова любят за острый сатирический взгляд на вещи. Поэтому зал хохочет, когда Свирельникову звонит консьержка и за две минуты умудряется рассказать ему всю свою жизнь, когда брат и мама тупо смотрят передачу Соловьева (на экране мы видим реальную запись программы)....А некоторые моменты вызывают в зале чисто политические аплодисменты: «Вчера коммунизм строили, сегодня капитализм, завтра прикажут — еще что-нибудь построим».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру