Молодая режиссура нашла приют

Михаил Угаров ищет театральное будущее

В Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина уже полгода новый худрук — глашатай и идеолог «новой драмы» Михаил Угаров. Новая концепция развития театра действительно предполагает некую революционность — даром что сочетание проектного и репертуарного театра придумал еще Станиславский сто лет назад. Но тогда его не поняли. Сейчас в ЦДиР экспериментальная работа с молодой режиссурой уже идет полным ходом.

Михаил Угаров ищет театральное будущее
Михаил Угаров

Сегодняшний зритель — не профессионал, а просто любитель — несколько потерян среди тех форм, в которых сегодня существует театр. Формы эти — «классика» (репертуарный театр с устоявшимся худруком типа МХТ, «Современника» и пр.), антреприза (спектакли в разных ДК под общим кодовым названием «Муж, жена и любовник») и «новые формы» (экспериментальные театры типа Театр.doc, «Практика» и др.). В первые два типа молодая драматургия и молодые режиссеры, желающие сказать свое новое слово, почти не попадают, а если попадают, то от них, как правильно говорит Михаил Угаров, требуют успешности. «Сделай успешный спектакль — тогда тебе зеленый свет».

В обновленном Центре драматургии и режиссуры молодым постановщикам предоставляется право на ошибку. Для них в ЦДиР существует несколько проектов. Из них особенно интересен проект по актуальному театру для детей, который только начинает существование и поиск новых форм. «Дети сегодня смотрят фантастические мультфильмы, ничего подобного нам и не снилось воплотить для них на сцене — а мы им показываем «Аленький цветочек» или «Три поросенка», — говорит Михаил Угаров. Еще любопытное направление — «Кумиры. Новый формат», где молодой артист работает в партнерстве с суперизвестной театральной звездой. Один такой спектакль уже поставлен: «Путешествие Алисы в Швейцарию» с Ольгой Яковлевой и Еленой Морозовой. Наконец, самой реальной практикой для молодых режиссеров становится «Мастерская на Беговой» под руководством режиссера Марата Гацалова, дважды лауреата премии «Золотая маска». На днях зрители увидели работу этой лаборатории. Она была посвящена памяти недавно скончавшегося драматурга Вадима Леванова.

За два дня на сцене ЦДиР было показано четыре эскиза спектакля по пьесам современных драматургов. Эскизы эти приготовлены буквально за несколько суток. «20:30» по пьесе Вадима Леванова поставил выпускник курса Хейфеца из ГИТИСа. «Север» Вячеслава Дурненкова в постановке Алексея Размахова с курса Каменьковича и Крымова — также ГИТИС, над пьесой Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить» работал Александр Суворов (курс Хейфеца), и, наконец, «Медленный меч» Юрия Клавдиева проинтерпретировал Александр Созонов с курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ.

В чем проектно-репертуарная суть обновленного ЦДиР? В том, что, приглашая режиссера попрактиковаться на большой сцене, руководство предоставляет ему все технические возможности, даже актеров (у театра есть своя небольшая труппа). А дальше, если спектакль удается, он занимает свое место в репертуаре.

Важно, что театр активно поддерживает Департамент культуры. Замруководителя Департамента культуры Евгения Шерменева:

— Мы со своей стороны будем делать все, чтобы на спектакли молодых режиссеров Центра приезжали руководители крупных московских площадок. Ведь театральный социум сегодня разобщен: молодые театры не могут пробиться, а худруки не видят новых режиссеров. Их надо познакомить. По сути, это ярмарка — не надо ехать в провинцию в поисках молодых талантов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру