Германика: секс, ложь и видео. Часть 2

Обсуждаем «Краткий курс счастливой жизни»: «за» или «против»?

«После Германики хочется помыть руки с хлоркой!» «Похоже, Германика — современный Достоевский». «Конечно, сложная баба, но отлично понимает, как это устроено». «Это сериал про меня!» Интернет бурлит, обсуждая новый сериал девочки-скандала на Первом канале. Ею восхищаются; ее портрет рвут на «Дожде»; ее посылают в Капотню, чтоб посмотрела, как люди живут; ее отправляют «обратно к своим гопникам». При этом — смотрят.

Обсуждаем «Краткий курс счастливой жизни»: «за» или «против»?

Ирина Хакамада, которая сама снялась в «Кратком курсе...», в газете «Взгляд» утверждает, что это «сериал уровня «Доктора Хауса». Наталья Ветлицкая написала в своем «Твиттере»: «Гай Германика талантливая женщина, но больная на всю голову». Режиссер же говорит в интервью писателю Юрию Мамлееву (журнал «Сноб»), что взялась за съемки сериала «Краткий курс счастливый жизни» по сценарию Анны Козловой для Первого канала исключительно ради денег: «Если бы отказалась, я бы не смогла оплатить никакие занятия своей дочери. Поэтому я согласилась на этот сериал, сняла его и теперь сижу счастливая».

Итак, что это? «Секс в большом городе» по-русски? «Школа»-2 для взрослых? Энциклопедия современной столичной жизни глазами подружек по офису?

Именно это мы решили выяснить в неформальном разговоре коллег. Беседуют:

редактор отдела кино и ТВ Елена АРДАБАЦКАЯ и главный редактор журнала «МК-Бульвар» Илья ЛЕГОСТАЕВ.

Е.А.: — Знаешь, когда про Германику говорят, что она талантлива, мне хочется поправить: способна. Талант — это же всегда поиск, что-то свежее, новое. А Валерия нашла один прием еще в дебютном документальном фильме «Девочки», которые мне, кстати, очень понравился именно своей искренностью, и теперь его использует, как говорится, «и в хвост и в гриву». Нет, конечно, по сравнению со «Школой» камера тут поспокойнее. Но и то у неподготовленных людей голова начинает кружиться. Мой муж перед экраном с «Кратким курсом» больше пяти минут не выдерживает. Я-то — человек закаленный просмотром арт-хауса, а тебе это постоянное дрожание не мешает?

Германика: секс, ложь и видео

Германика: секс, ложь и видео

Смотрите фотогалерею по теме

И.Л.: — Когда дрожит камера, я всегда вспоминаю интервью Джей Кея (он поет в Jamiroquai) для британского MTV в лохматые 90-е. Вокруг него тоже летала камера, и в какой-то момент он сказал оператору: «Слушай, хватит! Я сейчас блевану». Конечно, людям неподготовленным может быть тяжело, но если вас все-таки стошнит, то, возможно, вы посмотрите на все происходящее куда боле просветленным взглядом. Продукция от Германики — это что-то вроде арт-объекта в самом приятном и одновременно омерзительном смысле. Если вы думаете, что сериал на большом канале должен быть слащавой или стилизованной под старину мелодрамой, то уже одна серия «Курса» вызовет ураганную реакцию. Но представьте, будто вы в музее современного искусства. Именно в таком порядке: сначала «современного», потом и «искусства» — и вам сразу полегчает.

Е.А.: — То есть тебе нравится? Я тоже стараюсь не пропускать. Но я помню, что, кроме нас, столичных жителей, Первый канал может смотреть еще население других городов и сел. Да и внутри МКАДа, думаю, не многие позволяют себе примерять «уцененные» босоножки за 25 тысяч рублей, а потом просить одолжить на них (с намеком на «без возврата») начальника. Я понимаю, если б сериал был про девушек с Рублевки или из ее окрестностей. Но тут создатели «Краткого курса» уверяют, что жизненность — была их задача, что это все про то, как живут обычные люди. Мол, герои сериала ходят по тем же улицам, что и мы, посещают те же кафе и магазины, говорят так же и о том же. Ну скажи, почему главная фраза всех героев Германики во всех ее фильмах, вне зависимости от возраста, пола и социального положения: «Ты что такое говоришь вообще?» Произносится с интонацией трудных подростков из спальных районов. Ты так говоришь? Или кто-то из твоих знакомых? Вот это все смущает. Как подделка под действительность. Смотришь ту же «Розетту» братьев Дарденнов, снятую той же подвижной камерой, и веришь истории этой французской девочки, живущей далекой от нас полунищей жизнью, понимаешь и веришь каждому ее шагу и поступку… Может, в этом все дело? Германика с компанией поиграли да бросили — нате, смотрите. А мы пытаемся оценивать по законам кино и найти смысл там, где его нет.

И.Л.: — «Уцененные» босоножки за 25 тысяч — это не социальный статус, а скорее диагноз для местного потребителя. Уверен, что большую часть так называемых товаров роскоши покупают не девушки с Рублевки, а те, кто из последних сил хочет быть потребителем высшего разряда. Эти девушки колесят с подружками по торговым центрам на красных «Маздах», купленных в кредит, и пытаются заглушить туфлями и сумками, похожими на «Биркин», свое одиночество и ежедневную офисную жизнь, которую не иначе как отчаянием не назовешь. Мне кажется, сериал именно про это. Секс, наркотики, рок-н-ролл прилагаются.

Е.А.: — Кстати, ты не в курсе. Секс, наркотики, рок-н-ролл — старый девиз Германики. Ей исполнилось 28, и она сменила его на «Музыку. Друзей. Красное вино». Так что Лера развлекается. Если смотреть на это с иронией, то сразу все встает на свои места. Какой жизни можно требовать от покемонов в дизайнерской одежде? Ходченкову, кстати, одевала сама Алена Ахмадулина. Какая мать-одиночка, у которой на шее маленький ребенок, мать и бабушка и на все про все одна зарплата переводчицы, наряжается в бутиках? Правильно, героиня компьютерной игры про мать-одиночку. У которой цель: выйти на уровень, где один только секс, и ей за это ничего не будет. И с этой задачей героиня Ходченковой справляется блестяще. Впрочем, как и все остальные покемоны женского рода, успешно прошедшие этот уровень: много секса, еще больше секса, пока муж спит (варианты: выпил, сидит за компьютером, ушел к другой). В общем, миссия их выполнена. Непонятно только, чем же они будут заниматься оставшиеся серии?

Германика: секс, ложь и видео

Германика: секс, ложь и видео

Смотрите фотогалерею по теме

И.Л.: — Полагаю, они будут подтверждать весьма популярное в последнее время наблюдение: «Женщине нужен не мужчина, а два, причем как минимум». И это не ирония. Так уж получилось, что в условиях нашего демографического кризиса женщин в России больше, чем мужчин. Поэтому каждый придурок, воспитанный своей мамашей в духе того, что все лучшие девушки будут к его услугам, может рассчитывать на исключительное внимание прекрасного пола. Что остается девушкам? Только убеждение в том, что они сами могут выбрать себе мужика. Как по паспорту, так и в соседнем подъезде.

«ПОЧЕМУ Я ЖИВУ В ТАКОМ ГОВНЕ?»

Мы решили провести эксперимент. Спросить про сериал Германики «Краткий курс счастливой жизни» тех, кто рядом работает, — сотрудников газеты «Московский комсомолец». Сериал снят про жизнь офиса, так? Так. А наша большая редакция, за исключением нескольких человек, часто ездящих в командировки, живет той же офисной жизнью, что и остальные обитатели столичных контор. В общем, попросили людей из разных подразделений, подходящих по возрасту и прочим аспектам к героям сериала, посмотреть его и высказать свое мнение. Еще мы узнали мнение специалистов — психологов и выяснили, что думают наши читатели, предложив им высказаться на сайте «МК».

Редакция «МК»

Евгения, специалист отдела кадров:

«Я считаю, что Первый канал искусственно создал ореол таланта вокруг этой девушки. Если бы сериал шел не на Первом, на него бы даже не обратили внимания. Эффект подглядывания и копание в грязном белье напоминает реалити-шоу «Дом-2» и шоу Андрея Малахова — такие передачи я не смотрю, порой мне даже стыдно за них. Но тут меня уговорили, и я посмотрела «Краткий курс...». Спасают сериал только актрисы Светлана Ходченкова и Анна Слю, которая убедительно вошла в роль дурочки. Сравнивая с «Сексом в большом городе», скажу, что гламурные комедиантки забавляют и создают оптимистичное настроение. Такое можно посмотреть после работы, отдохнуть от быта и от души посмеяться».

Ирина, редактор отдела семьи и социальных проблем:

«Сериал вызвал неприятное впечатление. Да, заставляет прильнуть к экрану на миг, но потом долго плеваться. Мне неловко за людей, которые такое смакуют. Германика в очередной раз показывает людей определенного уровня, людей, которые мне лично не интересны».

Ольга, корреспондент приложения «Московия»:

«Сериал не о нашем менталитете. Мне понравилось обилие узнаваемых деталей, но куда же делся быт? Мы не видим, как работают герои, чем они заняты дома. Абсолютно голая схема, рассказывающая об одержимых сексом женщинах. Все, что могло случиться внутри маленького женского коллектива, уже произошло, смотреть больше не на что».

Екатерина, корреспонедент отдела СНГ:

«Больше всего мне нравится пара Светланы Ходченковой и Кирилла Сафонова — ну та, где муж уходит от жены к любовнице. Честно говоря, его жена по фильму — такая кукушка, ну просто никакая. Я бы от нее сама ушла — и налево, и направо, и вперед, и назад. А Ходченкова для этой роли подходит отлично — то ее в клубе подцепили, то за проститутку приняли. Ну класс! Вообще я за секс на Первом канале, а то один только «Дом-2» смотреть уже надоело!»

Олег, руководитель отдела «МК-Регион»:

«После просмотра даже одной серии захотелось вымыть руки. На душе — гадость. Сериал — словно ТВ-версия журнала «Космополитен»: настораживает упрощенным ошибочным мнением о мужчинах».

Роман, отдел верстки:

«Я посмотрел немного сериал, почитал отзывы… Оказывается, многие женщины узнают себя: «Это же про меня! Аж мурашки по коже!» Вряд ли в своей жизни я попаду в такую ситуацию. Работа Германики — опасный аттракцион, это не искусство, не кино. Аттракцион потому, что заряжает адреналином, агрессией — многим нужны такие эмоции. Опасный потому, что подает нашей молодежи неправильную неадекватную модель поведения».

Ольга, библиотекарь:

«На нашем ТВ подобного уровня сериала не было. Он сделан достойно, начиная от потрясающего сценария, а смотреть или нет — дело воспитания. То, что камера дрожит, — фишка Германики. Этот прием дарит эффект присутствия, словно мы смотрим реалити-шоу и подглядываем за людьми, и выделяет сериалы Германики среди остальных. Я смотрю его с огромным удовольствием. Ну и что, если многие мужчины не поймут. Это сериал для женщин, как в зеркале каждая себя узнает. Все типажи, все ситуации узнаваемы и проигрываются в жизни снова и снова. Спасибо огромное Валерии Гай Германике!»

Денис, редактор отдела городской жизни:

«В целом это жизнь как она есть. Ситуации и диалоги узнаваемы. Да, там расставлены какие-то метки: мать, сын, муж, любовник. Но характеры довольно плоские, не прописаны глубоко. Мне кажется, что такие сценарии писать не очень сложно. Садись себе и фигачь все, что приходит в голову. Я слышал, многие сравнивают сериал Германики с шоу «Дом-2». Мне такое сравнение кажется неверным. В «Доме-2» как раз есть интрига, сюжет, и типажи для него подбирают гораздо изобретательнее. И секс как секс. Только вот места для него герои каждый раз находят какие-то экстремальные. Честно говоря, мне кажется, они уже немного староваты для такого».

Комментарий специалиста

Елена Улыбина, доктор наук, профессор психологии института им. Л.С.Выготского РГГУ:

«Мне очень нравится Германика. Ее образы выпуклые, конфликты настоящие, не сглаженные. Она не изменяет себе в натуральном изображении жизни. Можно назвать ее художником «натуральной» школы. Единственное, что ей стоит пересмотреть, так это операторские приемы. Способ снимать с рук перешел из разряда новаторства в разряд штампа».

Говорят читатели «МК»

Df: «Режиссерша — ушлая девица, быстро уяснила, что бабки быстрее и легче всего рубить публичными демонстрациями грязи, морального уродства, людских пороков. И судьбы искалеченного ею молодого поколения ее не волнуют».

Борис: «Возмущаться не надо. Талантливый кинорежиссер сняла фильм о нашей реальной жизни. И «неча на зеркало пенять». А разве мы не такие? Со стороны на себя смотреть, конечно, не всегда приятно! Кадры фильма почти документальны. И в этом вся прелесть кино Валерии Гай Германики».

комсомолец 70-х: «Не черное и не белое. Серое, без проблесков. Размазывания уныния несостоявшейся судьбы героинь. Название даже от противного не соответствует содержанию».

Юлия: «Отличный сериал! многих бы мужичков за уши подтащить к экранам, пусть полюбуются на себя».

Иван: «Всю жизнь работаю учителем. Не осилил даже первой серии сериала «Школа»: брехня и скучища. Нормальные люди, убежден, смотреть эту продукцию не смогут никогда по той же самой причине. Ребята, давайте не будем выпендриваться, это и близко не стояло с искусством. Германика — это пустышка, ноль...»

Гостья из будущего: «Судя по предыдущим комментариям, секса у нас нет! Несмотря на ваши возмущенные реплики, стоит отметить, что сие в нашей жизни имеет место быть! Не смотрела другие работы Германики, но этот сериал смотрю с удовольствием. Может быть, постельных сцен и больше, чем надо, но могу сказать, что фильм о нашей жизни, как бы вы тут ни брюзжали!!! Народ, а вы фильм-то хоть смотрели?»

Анна: «Выходит, что женщины РАБОТАЮТ, чтобы жить, причем работа у них — явно не любимое дело всей жизни, а каторга какая-то или местечко, где можно посплетничать, потусить с бабами-коллегами, кому как... В общем, могу сказать, что к концу первой серии на меня напала какая-то хандра и депрессия. А мне это совсем не надо, получать такой эффект от просмотра ТВ, уж лучше любая американская комедия, но не это».

Крик. «Где же ты, высокодуховное советское телевидение? Где же ты, родная советская страна?!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру