Солнце из мишуры. Основной проект открылся не без провокации — во время речи министра культуры Владимира Мединского группа людей достала «из широких штанин» цветастые таблички с надписью Free Pussy Riot. Министр, правда, не смутился, быстро отбарабанил приветственную речь и скрылся, не осмотрев основной проект биеннале — «Под солнцем из мишуры». Кстати, ничего откровенно политического или провокационного он бы на выставке не нашел.
Поющие вентиляторы, дерущиеся
О жестокости мира другая работа —
«Оккупай музей». Третьяковская галерея приняла биеннале молодого искусства с распростертыми объятиями, тем более что властвуют в отделе новейших течений два молодых куратора — Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев. В мае они перекроили экспозицию современного искусства, а теперь завершили ее жирной точкой — «Музеем пролетарской культуры».
Миновав Осмоловского, сидящего на памятнике Маяковскому, голого Кулика, бегающего в образе собаки по машинам, и труп юноши, лежащий в центре зала, попадаем в зал 38, где и разместился проект молодого автора Арсения Жиляева. В центре выставки — шестиугольник, подвешенный под потолком. Его внешняя сторона оклеена черно-белым фото лагеря оппозиционеров «Оккупай Абай», за которым только недавно следила вся страна. А внутри шестиугольника — текст манифеста, составленного митингующими. Сия инсталляция висит на фоне стены, посвященной поэту Абаю Кунанбаеву — с цитатами его стихов и изображением его теперь уже знаменитого памятника. Цель автора пролетарского музея — не внести политические манифесты в один из главных музеев страны, а вновь заявить: искусство принадлежит народу и создается им! В доказательство этому Жиляев выставляет в Третьяковской галерее неожиданно знакомые вещи. Полочки, выпиленные таким образом, что, если присмотреться, читается фраза: «искусство принадлежит народу» — это пролетарский арт из
Троица под лампой. «Винзавод» отозвался на биеннале молодого искусства выставкой «Упражнение «Артикуляция». В полумраке Белого цеха сразу и не поймешь, о каких упражнениях речь. Первое прояснение сознания приносит книга, неожиданно упавшая на голову. Знаниями разбрасываются не абы кто, а экспонаты выставки — трое молодых полуобнаженных людей, сидящих под потолком. Над их головами яркие круглые лампы. Ожившая рублевская «Троица» к тому же что-то подвывает под нос.
На этой выставке темы разные — от космических до религиозных. Так, инсталляция «Эфир» издает вибрации, не воспринимаемые человеческим ухом. А подвижная интерактивная инсталляция «Крест» — каркас в виде креста с белыми холстами — не прекращает движение, если рядом находится человек (на объекте установлены датчики движения).
— Людям нравится все необычное, они с удовольствием тестируют наши объекты, — говорит куратор выставки Анна Беляева. — А вовлечение зрителя в творческий процесс — это и есть одна из главных задач выставки. Для того чтобы стать лучше, нужно упражняться, тренироваться, поэтому и название выставки — «Упражнение «Артикуляция».
«Осторожно, дверь!» — именно такое предупреждение встречает зрителя при входе на выставку «Неокончательный анализ» (спецпроект биеннале) в Государственном центре современного искусства. Эта табличка — название инсталляции Нади Антонелло и Паоло Гоцци, представляющая собой раздвижную дверь, каких полно в супермаркетах. Чтобы попасть на выставку, необходимо пройти через нее, не забыв улыбнуться. Неулыбчивые люди не проходят фейс-контроль, двери останутся закрытыми.
В зале же зрителя встречают подвешенные на проволоках полотенца — проект «Нафталин» Ники Купыровой. Рядом на стене висят «250 голубых воротничков» Сесиль Ибарры. Обе инсталляции из подручных материалов — поиск возвышенного в бытовом. Среди общей массы выделяется интерактивная инсталляция группировки «ЗИП», возвращающая нас в русский авангард
Самая завораживающая инсталляция выставки — «Голоса» Алексея Михайлова. Из объекта доносится шепот сотен голосов. Кажется, они могут свести с ума. Однако автор уверен: каждый может услышать свой голос и найти свое «послание» в общей какофонии. Может, и зрителям удастся выделить из многочисленных хаотичных посланий молодых авторов здравые мысли. Но одно точно ясно — искусство будущего говорит с нами не на высокотехнологическом языке и предлагает каждому почувствовать себя художником.