Понятно, искусство никогда не стоит на месте, и все эти «брожения» надо воспринимать как должное. С другой стороны, мы можем реально потерять «Винзавод» как законодателя арт-моды. Сейчас очень тонкий момент, и своим первым комментарием с «МК» поделилась Ирина Меглинская:
— Хотелось бы в двух словах какого-то вменяемого объяснения: почему вы уходите с «Винзавода»?
— Во-первых, моя галерея никуда не девается, она будет переформатирована, как и те галереи, которые заявили о смене профиля еще весной... Потому что я хоть и с перерывом, но представляю первых галеристов, и для меня это движение вполне естественное. Оно не эмоциональное, но трезвое и взвешенное. Это мое личное движение вперед. Каков будет новый формат — заявлю только в сентябре, пока идет серьезная работа, и чтобы что-то сказать на эту тему, мне нужны реальные факты.
— Но это будет в рамках «Винзавода»?
— Конечно, нет. По поводу самого «Винзавода» могу сказать следующее. Мне как предпринимателю совершенно невыгодно находиться в этой экономической модели. Наш арт-рынок стоит как вкопанный. Мы, галеристы, пытаемся его завести «с толкача». У нас очень скудное число коллекционеров. И получается, что мы просто перекачиваем деньги маленького количества коллекционеров в арендный бизнес. Эта схема для меня не является ни выгодной, ни жизнеспособной.
— Вы это говорите вообще или касательно конкретно «Винзавода»?
— Коль скоро я оказалась внутри винзаводовской модели, то на ней и обсуждаю «наперед» — каким образом должны строиться отношения частных галеристов и инвесторов, которые хотят потратиться на джентрификацию. Пока эти отношения с «Винзаводом» сложились не совсем удачно. Тем не менее не устаю повторять, что я ценю опыт «Винзавода» как первого по джентрификации, ибо пошла цепная реакция передачи опыта, что меняет пейзаж города к лучшему. Но конкретно на «Винзаводе» перспектив для себя не вижу.
— С вами-то будет все хорошо, а что ждет «Винзавод»? Там останется лишь «Платформа» с «Проуном»?
— Надеюсь, что наше коллективное движение как-то вскроет проблему, потому что делать вид, что все хорошо, дальше просто нельзя! Первая тройка галерей всколыхнула проблему, и, если наш с Леной Бакановой отъезд заставит людей серьезно проанализировать положение вещей, сделать работу над ошибками, тогда, может, все и устаканится. Пока на «Винзаводе» остаются такие титаны, как XL и «Риджина», — точка невозврата еще не пройдена. Но ситуация серьезная.
— Так, а что нужно сделать в идеале?
— В идеале нужно доинвестировать свои собственные художественные программы — раз. Нужно определиться очень четко с маркетинговой политикой самого «Винзавода», с его целевой аудиторией... То есть это премиумная площадка или масс-маркетная? Потому что «два в одном» не бывает. Галеристы хотят, естественно, премиумной площадки (ориентир на премиумного клиента-покупателя). А люди, которые приходят просто на выставки, — это сектор масс-маркетный. И «Винзавод» так и не смог четко себя позиционировать — какой же он? Ну и, в-третьих, нужен, на мой взгляд, очень серьезный арт-менеджер, который возьмет на себя ребрендинг «Винзавода». Вот тогда все будет в порядке.
— То есть тех, кто есть сейчас, недостаточно?
— Мало укрепить команду... Ну я стараюсь тут быть деликатной.
— Уходя, вы не сговаривались с Бакановой?
— Нет, конечно. Это случайно вышло, хотя, что скрывать, некий эффект домино в этом присутствует: решение вызревало и у меня, и у Лены.
Известный художник Юрий Альберт, сотрудничающий с Paperworks, трактует уход галереи Бакановой/Митты с «Винзавода» как вполне естественный процесс: ставки-то растут. «При этом, — отмечает г-н Альберт, — галерея не прекращает свою деятельность; а что будет с „Винзаводом“ — меня не должно волновать». «До встречи в новом сезоне! Free Pussy Riot!» — сказано в последнем посте галереи в «Фейсбуке». Сам «Винзавод» пока воздерживается от комментариев.