— Это не первый ваш фильм по мотивам творчества Филипа Дика. До этого было «Особое мнение» Стивена Спилберга. Как у вас складываются отношения с фантастикой?
— Фантастика — это замечательная платформа для разговора о реальности, о современных проблемах. Как правило, в фантастике о мире будущего заложена здоровая доля критического отношения к настоящему. Ярая критика политической или судебной системы, общественного уклада. Беспокойство о человеке и его будущем.
— А в случае с Филипом Диком — еще и интерес к работе мозга и устройству памяти. Вас, к слову, в реальной жизни память никогда не подводила?
— Вы имеете в виду, не бывало ли у меня провалов в памяти? О да, в
— Мне кажется, вас не случайно пригласили на роль повстанца из числа жителей колонии, выступающего против Объединенной британской федерации. Вы же ирландец, а у Ирландии с Англией тоже был затяжной конфликт, который официально закончился только в 1994 году.
— О мен, респект вам за попытку найти столь глубокие символы в нашем кино, но никакой взаимосвязи между моим местом рождения и этой ролью нет. Вы правда думаете, что боссы из американских студий сидят в своих креслах и размышляют о политических противоречиях между Ирландией и Англией? Ну нет.
— И Дублин не напоминает колонию?
— Дублин? Да это просто охрененно крутой город! Одна из самых живописных европейских столиц, между прочим. Очень красивый, живой город. Я люблю Дублин и до сих пор чувствую с ним глубокую связь. Сейчас я живу в Лос-Анджелесе, и это нечто совершенно другое. Он тоже мне дорог, там живет моя семья, мои дети. Лос-Анджелес окружает невероятная природа, и там всегда отличная погода. В небе даже можно увидеть орлов, а на дорогах — дорогие машины. Впрочем, чем-чем, а крутыми тачками в Москве вряд ли кого-то удивишь, правда?
— Я почему спрашиваю про колонию — на Берлинском фестивале в этом году показывали фильм «Теневая танцовщица» ирландца Джеймса Марша, обладателя премии «Оскар» как документалиста. Этот фильм как раз рассказывает о жителях глубинки Ирландии, участниках Ирландской республиканской армии, устраивавших теракты в лондонском метро. Вы же были подростком, когда эти события были еще вполне актуальны.
— Дублин в начале
— Кроме богатой биографии у вас еще и прекрасная фильмография. В которой блокбастеры сочетаются с такими шедеврами, как «Новый свет» Терренса Малика. Режиссера, которого вообще мало кто видел вживую.
— Терренс — один из немногих режиссеров, с которым хотят поработать буквально все актеры, даже не читая сценария. Просто потому, что знают: это может обернуться незабываемым опытом. Работа с ним напоминает джазовую импровизацию. Он может в любой момент сказать оператору: «Ух ты, взгляни на это, какая красота! Давай снимем?». В жизни Терренс еще лучше, чем его фильмы. Живой, очень умный, всем интересующийся человек. Очень переживает из-за загрязнения окружающей среды.
Работая с ним, ты должен быть готов к самым неожиданным задачам. Терренс может прийти и сказать: «Я немного посидел прошлой ночью над сценарием, доработал твою роль». И дать восемь страниц абсолютно нового диалога, который нужно выучить прямо сейчас. В этот момент ты, конечно, думаешь: «Вот черт!». Но у него на площадке я четко понимал, зачем я делаю то, что я делаю. «Новый свет» в итоге — один из немногих моих фильмов, которые я и сейчас могу пересматривать с удовольствием.
— «Новый свет» ведь тоже был про то, как одно более развитое общество не совсем честно поступает с менее развитым.
— Да, человеку вообще свойственен эгоизм, а также любовь слишком быстро бежать вперед, не особо оглядываясь на других.