«Спрессованные» фильмы Параджанова показали в Москве

В «Новый Манеж» перенесли... дом знаменитого режиссера и художника

Музейное объединения «Манеж», которое не так давно возглавила в качестве арт-директора Марина Лошак, представило первый проект своей принципиально новой выставочной программы. «Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу» — больше чем выставка, это история души одного великого режиссера, рассказанная его личными предметами быта, его эскизами, коллажами, куклами, фотографиями и, конечно же, фильмами. На выставке Сергея Параджанова в «Новом Манеже» побывал «МК».

В «Новый Манеж» перенесли... дом знаменитого режиссера и художника

Культовый режиссер Сергей Параджанов был большим художником. В широком смысле этого слова — он не делал картины на продажу, хотя хорошо рисовал, но не мог не браться за кисть, не складывать из осколков посуды, прищепок, пуговиц (да из всего, что под руку попадалось) завораживающие образы. Практически каждая вещь, сохраненная в Музея Параджанова в Ереване, наполнила его, параджановской эстетикой. Начать хотя бы с семейной фотографии. Параджанов решил сфотографироваться с мамой. Он не просто улыбнулся в камеру, а дал в руки матери одну половинку уже готового своего фотопортрета, другую сам взял в руки. А когда напечатал снимок, еще и сверху наложил кусочек другой фотографии. Семейной фотогалереей, где каждый снимок доработан Параджановым, начинается выставка «Дом, в котором я живу». Ее воссоздали в отдельной комнатке — даже постелили в ней деревянный пол. Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер. В центре этой документальной инсталляции ковер, к которому прикреплен венок — в нем запуталась ласточка, цветы и маленькая фотография матери.

«Спрессованные» фильмы Параджанова показали в Москве

«Спрессованные» фильмы Параджанова показали в Москве

Смотрите фотогалерею по теме

- Он называл его «венок мамы», — поясняет Завен Саркисян, директор музея Сергея Параджанова, откуда приехали все 70 работ, представленные на выставке. — А эта лежащая кукла в чалме — он сам, такой автопортрет.

- Завен, здесь много коллажей, которые были эскизами к его фильмам. Так Параджанов готовился к каждой картине?

- Он часто начинал фильм с эскизов. Сергей Параджанов сказал фразу, в которой ключ к пониманию этой выставки: «Мне запретили снимать кино, я начал делать коллажи, коллажи — это спрессованный фильм». Он должен был видеть своих героев, потом их одеть, потом можно снимать фильм. Каждый кадр к фильму «Тени забытых предков» он нарисовал заранее. В те годы, когда он не снимал кино, Параджанов делал работы, где он был более свободен.

Некинематографических «спрессованных фильмов» на выставке много. Вот в маленькой золотой рамке лицо Высоцкого, наклеенное на изображение Пушкина — это Параджанов сделал сразу после смерти Владимира Семеновича. Вот Богоматерь с младенцем, сложенные из пуговиц и осколков тарелки. Рядом рама, в которой зависли две куклы, — одна бородатая в кепке (это сам Параджанов), другая — в бежевом костюме и расшитой юбке (это Лиля Брик). Знаменитой модели Леонардо да Винчи Параджанов посвятил целую серию — Мона Лиза то троится, то кокетливо облизывает пальчик, то зарастает бородой...

- Первую "Плачущую Джоконду" — ее мы не привезли — Параджанов сделал в тюрьме и написал: «Если я умру, Джоконда меня будет оплакивать», — рассказывает Завен Саркисян. — А незадолго до смерти он сделал эту серию «Эпизоды из жизни Джоконды». В одном из писем из тюрьмы он писал, что все время видит Джоконду, которая то улыбается, то подмигивает, то плачет — это была наколка на спине зэка, и когда тот работал без майки, Параджанов видел разную Мону Лизу.

- А на кого из художников, по-вашему, он ориентировался?

Он очень любил импрессионистов. В каких-то работах есть что-то от Рене Магритта. Он не ориентировался на кого-то, хотя мог по настроению написать маслом картину в духе Пауля Клее. Он был очень импульсивным — как только что-то задумал, сразу садился и делал, чтобы не расплескать идею. Натолкнуть его могло что угодно. Однажды увидел монголоидную куклу и сделал работу «Детство Чингизхана». Иногда он откликался на события — его нервировал горбачевский съезд, и он сделал работу «Съезд». Тут много пережитого.

Собственно, каждый предмет выставки пережит и прочувствован — от стула, прикрепленного к стене, до туфелек, заключенных в клетку. Так видел Параджанов — режиссер, сценарист и художник. Наверное, он не оставил бы после себя столько коллажей и картин, если бы не заключение. После его выступления против массовых политических арестов в Украинской ССР, Параджанов стал объектом преследований и пытаясь избежать ареста, был вынужден выехать в Армянскую ССР. Но вернулся в Киев в 1973 году, где тут же был арестован по обвинению в мужеложестве. Хотя всем были ясны истинные причины заключения. Благодаря международной кампании в защиту Параджанова, его выпустят через четыре года. Но больше он не будет снимать. Зато будет делать свою «спрессованные фильмы».

Для широкой публике выставка «Дом, в котором я живу» открывается в день независимости Армении.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру