«Цветы» из рок-гербария

Стас Намин и его группа отыграли концерт-эпопею

18.11.2012 в 19:02, просмотров: 4603

В знаменитом романсе поется: «Отцвели уж давно хризантемы в саду», а «Цветы» Стаса Намина благодаря более чем сорокалетнему уходу пока живы. И хотя кому-то концерт этой группы, завершающий серию юбилейных мероприятий к 60-летию создателя, мог показаться слегка затянутым, а музыка — устаревшей, поклонники-современники ушли с праздничного вечера счастливыми и довольными.

«Цветы» из рок-гербария
фото: Антон Ларин

Внук советского руководителя Анастаса Микояна Стас Намин известен аудитории отнюдь не из-за знаменитого деда. В те годы, когда в стране повеяло «свежими ветрами», он начал активно продвигать музыку, альтернативную государственной эстраде. Искусно маскируя рок-ритмы под вывеской «благонадежных» песен еще во времена далекого застоя, он первым в СССР (уже когда грянула серьезная перестройка) создал независимый продюсерский центр, из которого вышли многие рок-авангардные исполнители, в т.ч. «Моральный кодекс», «Бригада С», «Калинов мост», «Сплин», «Парк Горького», впервые прорвавший советским роком американские чарты. Позднее господин Намин создал и первый в России театр мюзикла.

Помимо врожденной управленческой (наверное, от деда) жилки, раскрывшей продюсерский талант, другой страстью Намина было собственно сочинительство и музицирование. Свое детище — группу «Цветы» — он основал еще в 69-м году прошлого века. Они даже были под запретом и распадались, но вновь собрались, ожили и выжили. Хотя музыка Намина всегда была вне уверенного рок-жанра, находясь где-то между альтернативой и эстрадой, на нее было много любителей, хором певших «Летний вечер» (наш ответ на бронебойный «Hotel California»), а также «самопальные» хиты «Мы желаем счастья вам», «Звездочка моя ясная», «Ностальгия по настоящему» и др.

фото: Антон Ларин

Разумеется, что на юбилейном концерте ностальгия лилась через край. «Цветы» играли не только сами, но и совместно с приглашенными гостями: Андрей Макаревич и Сергей Мазаев на вечере скромно выступили в роли инструменталистов, Олег Предтеченский (вокальный фронтмен «Цветов») своим неоперным голосом пел в дуэте с оперным певцом Артемом Сафроновым, в неожиданно новые тона в жанре клоунады окрасили одну из композиций «Отзвуки Му», странноватый «пост-модерн» культовой группы Петра Мамонова. В репертуаре были только песни «Цветов», оперный дуэт Сафронова-Предтеченского стал единственным исключением. Не забыли и о том, что Намин еще и режиссер: происходящее напоминало эклектичную театральную постановку с пластическим номером от балета Аллы Духовой «Тодес» на тему борьбы добра и зла, отрывками из спектакля «Театра Стаса Намина» «Битломания» в исполнении молодых актеров и модным космическим видеорядом. Актеры старались и изо всех сил поддерживали учителя, но, видимо, волновались: смелое исполнение «битловской» «Yesterday» с претензией на хроматическое многоголосие могло показаться особо внимательным критикам не очень стройным.

Юбиляр на выступлении вдоволь наговорился с публикой, рассказал истории из дремучего прошлого, актуального настоящего и наглядно показал, почему «Цветы» в 70-е годы попали под цензуру, исполнением песни «Идол» на фоне хроникальных кадров с лицами советских вождей и современными — со сценами убийства Каддафи. Последнее стало единственным мрачным пятном из того, что увидели гости, а в целом все спокойно и открыто наслаждались доступной и разрешенной сегодня «цветочной» музыкой, которая чем-то напоминала уже школьный гербарий из засохших ромашек-лютиков.