От «Сталкера» до «Чародеев»

Как экранизировали братьев Стругацких

Произведения Бориса и Аркадия Стругацких экранизировались не раз. Точнее, как любил поправлять Борис Натанович, снимали фильмы по мотивам их книг. Это теперь жанр фэнтези стал едва ли не важнейшим из искусств и превратился в ширпотреб. А в былые времена он считался эксклюзивным и даже элитарным, и у братьев Стругацких тут была своя ниша. Борис Натанович прекрасно понимал, что кино живет по своим законам, и не стоит буквально следовать написанному слову, иначе получится ерунда. Поэтому не связывал постановщикам руки бесконечными попреками и потом умел мужественно принимать то, что получилось. Хотя поводов расстраиваться кинематографисты ему не давали.

Как экранизировали братьев Стругацких
Кадр из фильма "Сталкер"

Главный их с братом фильм, навеки вошедший в историю мирового кино, - «Сталкер» Андрея Тарковского. Снятый в 1979 году по повести «Пикник на обочине», он стал иконой кинематографического мира, на нее молится любой мало-мальски образованный кинематографист от Африки до Латинской Америки. Зона, по которой шли герои вслед за Сталкером, стала неким фетишем нескольких поколений. До сих пор молодые люди бродят по заброшенным участкам, скрываясь от повседневной унылости, и это становится для них образом жизни. Об этом они даже снимают кино. В советские времена фильмы по книгам Стругацких считывали тайные коды. То, что нельзя было произнести вслух и не требовало вербальности, все было на экране, в самой его атмосфере. Экранизации тех лет и сегодня отлично смотрятся, достаточно вспомнить «Отель «У погибшего альпиниста» Григория Кроманова, созданный на «Таллинфильме» с выдающимся Юри Ярветом в одной из главных ролей. Напоминал он заграничный продукт, тем более, что события разворачивались в небольшом европейском отеле, оторванном от большого мира. Совсем уж неожиданный случай «Чародеев». Каждый раз, в предновогодние дни крутят обойму одних и тех же хитов, в которую редко вписывается что-то новенькое. А «Чародеи» Константина Бромберга, снятые на Одесской киностудии в 1982 году по повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», всегда идут первым номером. Подобно «Иронии судьбы» они известны до мелочей, но люди садятся в очередной раз перед телевизором и наблюдают за героем Александра Абдулова, пытающимся спасти от таинственных сил свою возлюбленную.

Нынешний классик питерской киношколы Константин Лопушанский когда-то дебютировал апокалиптическими «Письмами мертвого человека», а сценарий написал вместе Борисом Стругацким. Это история о том, как в результате ядерного взрыва на американской военной базе гибнут люди. Пожилой профессор, роль которого сыграл Ролан Быков, не может понять, почему гениальные разработки ученых приносят смерть. В 2006-ом Лопушанский снял фильм «Гадкие лебеди» по одноименной повести братьев Стругацких. Леонид Мозговой сыграл в фильме Константина Лопушанского представителя международной комиссии Голембо, который пытается понять, кто эти Мокрецы, воспитывающие детей, – пришельцы или мутанты. Вот что вспоминает актер о тех съемках:

- Борис Стругацкий на съемочной площадке у нас не был, так что мне не удалось с ним лично пообщаться. Зато приезжал Михаил Горбачев, оказывавший всяческое содействие нашей картине. Все контакты с автором повести осуществлял Константин Лопушанский. Знаю только, что сценарий отличался от первоисточника, но Борис Стругацкий был гибким человеком и давал свободу режиссеру. Мы снимали затопленный город Ташлинск на Финском заливе, обстановка была колоритная. Всплывали какие-то предметы в воде, появлялись злодеи. На нас выливали безумное количество воды, по несколько тонн за считанные минуты. Мы буквально мокли под ее потоками, к тому же по ночам. Съемки были трудными в этом смысле. Мы работали и на Обводном канале Санкт-Петербурга, на территории заброшенного завода, где царило полное запустение. Нужные интерьеры воспроизводились прямо в разрушенных цехах. Атмосфера царила апокалиптическая.

Обращался к братьям Стругацкими и Александр Сокуров. Сценарий знаменитой картины «Дни затмения» написан Юрием Арабовым по книге «За миллиард лет до конца света». Последняя экранизация их сочинений — «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, вышедший в двух частях. Но это уже совсем другая эпоха. Уже в течение долгих лет снимает «Историю арканарской резни» Алексей Герман на основе фантастической повести Стругацких «Трудно быть богом», события которой происходят на планете, где расположено государство Арканар. Жаль, что Борис Стругацкий не дожил до премьеры, которую все-таки обещают через год.

В 2010 году шли разговоры, что Джеймс Кэмерон чуть ли не украл некоторые идеи «Аватара» из романов Стругацких 60-х годов. Борис Натанович тоже углядел какие-то отголоски своих мыслей в блокбастере всех времен и народов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру