Детям до 14 запретили читать?

На ярмарке Non/Fiction ни одна сказка не прошла цензуру

На пять дней территория Центрального Дома художника превратилась в настоящее книжное царство. Ощущение, что стоишь на перекрестке перед камнем-указателем из старых русских сказок. Направо пойдешь — книжным новинкам подивишься, налево пойдешь — на выставку поглядишь, прямо пойдешь — на мастер-класс попадешь.

На ярмарке Non/Fiction ни одна сказка не прошла цензуру

14-й Non/Fiction начинает удивлять чудесами уже в фойе. Старенькие потрепанные книжки застыли в воздухе вопреки законам гравитации: «История СССР», томик Пушкина, «Василий Теркин», «Игра в бисер». Невольно хочется возмутиться таким неделикатным отношением к книгам.

— Это арт-объект испанки Алисии Мартин из серии «Biografias». Из 5000 книг, сданных в макулатуру, художница выстроила свой арт-объект и таким образом подарила «мертвым» книгам новую жизнь, — успокаивает директор ЦДХ Василий Бычков.

На втором этаже читатели штурмуют стенды «Альянса независимых книгоиздателей» — одна из задач Non/Fiction отыскать новые имена, первооткрывателями которых, как правило, становятся маленькие издательства.

За стеклянными стенами «Зоны семинаров» расположилась немецкая программа — чуть не сказала «военная часть». Ведь почетным гостем ярмарки этого года стала Германия. Писатель и журналист Михаэль Кумпфмюллер, в свое время защитивший диссертацию по немецкому мифу о Сталинградской битве, представляет новый роман «Великолепие жизни». История любви смертельно больного писателя Франца Кафки и молодой кухарки Доры Диамант написана на основе несохранившихся писем возлюбленных.

— Господин Кумпфмюллер, почему вы решили написать о Кафке? Не является ли Кафка своего рода Сталинградской битвой для немецкой культуры, после которой невозможно жить как прежде?

— Лаконичность Кафки, его аскетичный язык сильно повлияли на меня, я даже пытался писать под него. Кроме того, меня всегда интересовала жизнь человека в условиях цейтнота. Здесь очень силен мотив времени: в течение нескольких недель Кафка переживает историю любви, видит жизнь во всем ее великолепии.

Еще одна потрясающая книга из Германии — «Свобода и тюрьма» известного тюремного врача Джо Бауша — взгляд на учреждения немецкой пенитенциарной системы. Книга г-на Бауша вызывает огромный интерес и вопросы: «А в немецкой тюрьме так же, как у нас, или...» Текст врача можно разобрать на цитаты. «Высказывание, справедливое для любой тюрьмы на свете, гласит: «Смотри, чтобы твоя задница всегда была прикрыта стеной!» Или — иными словами: «Смотри, чтобы на тебя не настучали!»

Смех и волшебство — на детской площадке «Территория познания». Французский писатель Эрве Тюлле демонстрирует «Живую книгу». В ней — ни одного слова, только разноцветные кружочки, которые «откликаются» на ваши действия: подуть, потрясти, похлопать в ладоши. А сопровождается все это забавными комментариями. Например: «Нажми на желтый кружочек 5 раз и переверни страницу!» А на следующей странице желтых кружочков — на 5 больше.

Вообще, детская программа становится все более интерактивной и стремительно взрослеет. Рядом проходит воркшоп, посвященный Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Родители пытаются маркировать детские книги с точки зрения пунктов закона. Сказка о Колобке призывает к убийству и получает «16+», «Золушка» пропагандирует насилие в семье — «14+», а история о маньяке «Синяя борода» — «18+»…

— В законе много пунктов, которые регламентируют книги по возрастам и категориям, порой доходящих до абсурда. Так получилось, что ни одна из детских книжек не прошла фильтр закона, — поясняет куратор детской программы Александра Поливанова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру