Конец новатора в музыке

Фестиваль «Другое пространство» открывается в Москве

Как современный арт перестал быть полуподвальным искусством, заполнив собою лучшие (вплоть до Манежа) площадки Москвы, так и актуальная музыка (правда, более медленными темпами) «перестает кусаться», вызывая в людях самый естественный интерес уже почти без ореола радикализма. Пример тому — фирменный филармонический фестиваль «Другое пространство» (третий по счету), который пройдет в зале им. Чайковского.
Фестиваль «Другое пространство» открывается в Москве

Программа наивкуснейшая, учитывая уровень «исполнительских кадров», среди которых — «ударный ансамбль» Марка Пекарского, замечательный OPUS POSTH Татьяны Гринденко, «Галерея актуальной музыки», Госоркестр имени Светланова, бельгийское Гуйвартс-трио, польский дуэт ElettroVoce... В сухом остатке — 10 концертов, в которых прозвучат 8 мировых и 9 российских премьер. Об атмосфере действа нам рассказал известный музыковед (и куратор фестиваля) Рауф ФАРХАДОВ:

— Фестиваль ориентирован не на какую-то узкую прослойку авангардных авторов; все тенденции, которые были преобладающими в искусстве радикального толка в XX — начале XXI вв., находят отражение в концепции, что мне очень близко.

— А как вообще обстоят дела в музыке на сей день?

— Это фестиваль и пытается объяснить. Когда ты своим ухом обозреваешь всё многообразие «новой» музыки, то приходишь к пониманию, что кончилось время не композитора (как пишет Мартынов), а новатора. Это важнейший посыл. За последние лет тридцать каких-то радикальных новаторов мы уже не наблюдаем. И это к лучшему: ты занимаешься музыкой, а не бесконечным изобретательством; возвращаешься ко времени потерянных смыслов, а не пытаешься удивлять и эпатировать...

— Но остается ли проблема в публике, которая ходит или не ходит, понимает или не понимает?

— Убежден, проблема в самих нас — музыкантах академического направления, которые все время изолируют сами себя, живут в узкокелейном сообществе. И вот такие фестивали, как «Другое пространство», эту изоляцию отчасти снимают — это престижные залы в центре Москвы; к тому же недорогие билеты...Ведь мы должны стараться воспитать просвещенного интеллигента, за него бороться: время такое, что уже нельзя уступать площадку попсе.

Итак, 8 декабря Госоркестр (за пультом Фёдор Леднёв) играет опусы Бориса Чайковского, Кейджа, Такемицу, Ксенакиса и Лигети. Также пройдут концерты гостей — бельгийского струнного Гуйвартс-трио и польского дуэта ElettroVoce. А в Камерном зале филармонии 8 декабря прозвучит целый букет столичных премьер таких авторов, как Георгий Дорохов, Се Хёнг Ким, Александр Маноцков etc. в рамках проекта «Чайковский. «Детский альбом» — 130 лет спустя».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру