«Стержневой корень» Ходынки

Министр культуры нашел новое место для отечественного центра Помпиду

26.12.2012 в 21:14, просмотров: 3536

Самые громкие культурные дебаты осени достигли той цели, которую, по-видимому, преследовали. Проект нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), разработанный архитектором Михаилом Хазановым и директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным, забраковали. Другой проект выберут на международном конкурсе, который объявит Минкультуры, заявил Владимир Мединский. И его построят не на Бауманской, как собирались, а на Ходынском поле, где к тому времени (музей хотят возвести к 2018 году) уже появится метро.

«Стержневой корень» Ходынки
Проект ГЦСИ Хазанова-Миндлина для участка на Бауманской.

«ГЦСИ станет стержневым корнем, вокруг которого будет формироваться вся застройка района Ходынского поля», — сказал как отрезал министр культуры Владимир Мединский.

Проект, о котором идет речь, ждет своего часа два десятка лет. Пока офис ГЦСИ с маленьким выставочным залом ютится в здании на Зоологической улице, созданном по проекту Михаила Хазанова. Он же вместе с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным разработал новый проект, который первоначально хотели реализовать прямо на Зоологической, — достроить этажи у существующего здания. Поняв абсурдность затеи, проекту нашли новое место на Бауманской — там как раз освободился вместительный пустырь после сноса обрушившегося Басманного рынка. Его переделали, потратив на это 90 млн руб. Казалось бы, можно строить: и президент выделил деньги (5 млрд руб.), и пустырь готов, и проект, но… тут взбунтовалась культурная общественность. Итогом бурных дискуссий специально созданной комиссии, собиравших аншлаги в Минкультуры РФ и сопровождавшихся одиночными пикетами художников в поддержку ГЦСИ, стало заявление Мединского. Как на него реагирует директор ГЦСИ Михаил Миндлин?

— Есть свои плюсы и минусы в этом решении, — говорит Миндлин. — Минус в том, что на Бауманской музей стал бы частью кластера, арт-зоны, где почти в пешей доступности находятся Artplay, Винзавод, PROEKT_FABRIKA. А Ходынка — пока не освоенная территория. С другой стороны, на Ходынском поле нет ограничений по высотности, не нужно думать о соотнесении с исторической зоной. Здесь больше свободы, и сам участок больше.

— Он равноценен тому, что на Бауманской?

— Я еще не получил документы на руки, но устно мне сообщили, что речь о большой площади — 1,7 га. Но в отличие от квадратного участка на Бауманской здесь нам дают треугольник, узкий и длинный. Место ближе к центру Ходынского поля, к нему примыкает взлетная полоса. Вокруг хотят сделать парковую зону. Сам музей займет ту же площадь, что и мы рассчитывали раньше, — 46 тыс. кв. м. Надеюсь, что успеем не к 2018-му, а к 2017 году. Финансирование есть — постановление никто не отменял.

— Какие выводы вы сделали из обсуждения проекта? Хазанов будет участвовать в конкурсе?

— За него или его архитектурную команду не могу говорить, хотя это возможно. Как-никак наш проект для Бауманской недавно получил золотой знак на фестивале архитектуры «Зодчий» — высшую награду проекту присудило международное жюри профессионалов. А в комиссии Минкультуры не было ни профессиональных архитекторов, ни специалистов по музейному проектированию, — в основном арт-менеджеры, галеристы, чиновники… Одни заявляли, что на месте гостиницы «Россия» нужно строить музей России, другие — создать мелкие музеи на периферии, третьи — что ГЦСИ должен остаться сетевой организацией. Кто в лес, кто по дрова — как слон картину писал! Сумбурное и непрофессиональное обсуждение — базар…

Один из самых ярых противников проекта Хазанова—Миндлина среди членов комиссии, директор «Гаража» Антон Белов так прокомментировал решение Минкультуры о переносе проекта ГЦСИ:

— Думаю, оно связано с двумя параметрами: пятно застройки на Бауманской маленькое, облик района испортит любое крупнометражное здание, а чистый крупный участок в 10-минутной доступности от центра позволяет лучше и свободнее спроектировать любое здание. Учитывая, что там будет станция метро, — вдвойне удобно для посетителей.