Михаил Пиотровский: «Нам нужна вооруженная охрана!»

Директор Эрмитажа — о проблемах музеев и подготовке к юбилею Эрмитажа

Михаилу Пиотровскому нужно успевать смотреть не только за своей вотчиной — Государственным Эрмитажем, но и приглядывать за всей музейной средой, ведь он глава Союза музеев России. Между двумя совещаниями «МК» поймал Михаила Борисовича и спросил, что он думает о вероятности появления «списка неэффективных музеев» и как Эрмитаж готовится отметить свое 250-летие. Кстати, в четверг в знаменитом семействе Пиотровских особый день: отцу нынешнего директора Эрмитажа, также в прошлом руководителю крупнейшего музея страны, Борису Пиотровскому исполнилось бы 105 лет.

Директор Эрмитажа — о проблемах музеев и подготовке к юбилею Эрмитажа

— После скандалов вокруг списка «неэффективных вузов» и инициативы объединения Института искусствознания с другими гуманитарными институциями в музейной среде поползли разговоры о появлении списка «неэффективных музеев»… Какие в принципе могут быть критерии эффективности или неэффективности для храма искусств?

— Чисто экономический подход к музеям — совершенно неправильный. Если список «неэффективных музеев» будет составляться, он должен составляться с участием Союза музеев России. Мы в музейной среде давно этим занимаемся и считаем, что говорить нужно с точки зрения критерия успешности, а не эффективности. Критерии успешности музея состоят из двух частей — коллекции и репутации. Коллекция — это состояние коллекции и ее ценность с точки зрения музейного сообщества. Репутация — это и посещаемость, и упоминания в СМИ, премии, приглашения на международные выставки и конференции… критериев много. Хотя в целом мы не совсем понимаем, как оценивать заводы, вузы, музеи — это наукометрия.

— По данным на 2012 год, около 10 тысяч культурных объектов, в том числе музейных, находилось без охраны. Многие перешли под охрану ЧОП. По-вашему, охрана музея — проблема самого музея или государства?

— Когда МВД оценивает, как охраняют музеи, а потом говорит: пусть лучше вас охраняют частные предприятия, — это неправильно. Охрана культурных объектов — обязанность государства. Вооруженная охрана для музеев нужна. И это должна быть охрана, имеющая государственную лицензию. Музей — это культурное наследие общества, и обязанность государства содержать и оберегать его. Культура — один из показателей нашей страны, который остается пока конкурентоспособным. Государство нас охраняет, а музеи в ответ оказывают услуги — организуют досуг людей, пропагандируют социальную программу государства, это система.

— Последнее время Минкульт чистит систему, точнее, ее кадры. Большинство новых директоров — управленцы, а не искусствоведы. Хорошо это или плохо? На пользу такие кадровые перестановки?

— В каждом музее — своя ситуация. Хочу отметить, что существует крепостное право учредителя, который может менять любого директора, и директор не может пойти в суд, если его уволили. А уборщик, допустим, может. Это существующая система, и не очень-то она хороша. Я считаю, музеем должен управлять ученый, имеющий талант менеджера или искусствоведа. Кстати, такой точки зрения придерживаются и музейщики в США, в Европе по-иному. Музеи все уникальны, и люди уникальны. Музею нужен тот человек, который оказывается на своем месте и устраивает коллектив и руководство.

— Вы следите за ситуацией в музее-заповеднике «Кижи»?

— Мы говорили с министром об этом, «Кижи» — хрупкое место, по нему много вопросов. Союз музеев России будет вместе с министерством контролировать каждый шаг нового руководства. Министерство — с помощью проверяющих сотрудников, мы — через самих работников музея-заповедника. Мы будем проводить там конференции. Если что-то пойдет не так, я буду говорить с министром.

— Поговорим об Эрмитаже. Грядет 250-летие музея. Как вы готовитесь к этому событию? Что нужно достроить, отреставрировать?

— Мы готовим для публики несколько подарков. Это открытие восточного крыла Главного штаба (экспозиция XIX–XXI веков), полностью завершенный корпус открытого фондохранилища в Старой Деревне, начало работ третьей очереди строительства. Это превращение Малого Эрмитажа в некий кунстхалле — открытый выставочный зал с видом на площадь. Это реставрация запасного дома на Дворцовой набережной, где разместятся реставрационные мастерские. Все это будет представлено публике 7 декабря 2014 года, в день святой Екатерины. Плюс будет еще около пяти больших выставок, связанных с историей, археологией и историей музейного дела в Эрмитаже…

Зимний дворец.

— На музейный фонд страны стали тратить больше, а недавно замминистра культуры Андрей Бусыгин обмолвился, что Эрмитажу к юбилею надо бы что-то тоже подарить…

— В смете никаких подарков нет. Когда появляется что-то стоящее на горизонте, мы стараемся это не упустить. Но у государства нет денег на приобретение вещей такого уровня. Будем за это бороться.

— А как дела с сетевой программой Эрмитажа — «малыми Эрмитажами», как назвал их Владимир Мединский? Собираетесь ли открыть еще где-то новый Центр Эрмитаж?

— Не такие они и «малые»… Мы создаем большие эрмитажные центры. Так, Центр Эрмитаж в Амстердаме — одно из главных культурных учреждений Европы, туда приходит больше миллиона человек в год. В Казани есть, в Италии, в разных местах у нас поменьше центры. Эрмитаж — это глобальный музей, от Интернета до Дворцовой площади с остановками в Старой Деревне, Казани, Амстердаме… Правда, в России это не очень оценено. Сейчас мы ведем переговоры по поводу открытия новых «точек», но никуда не торопимся, потому что дело это затратное, должен быть настоящий интерес с обеих сторон. В ближайшее время открытий не планируется, только обсуждения.

— Действительно ли Эрмитаж планирует уравнять стоимость билетов для россиян и туристов?

— Да, это так. Хочу напомнить, что льготы для зрителей предоставил музей, скидки не прописаны ни в каких законах или указах. Дети, студенты, пенсионеры ходят в музеи бесплатно — это одна треть от общего числа посетителей. Обычный билет стоит 400 рублей, льготный для граждан РФ — 250 руб. Мы постоянно подвергаемся нападкам туристической индустрии — почему это так? Да и посетители уже не ценят. Говорят, какого черта я вам должен предъявлять документ, что я российский гражданин, вот так пойду! А не пойдешь! Нет! Льготу даем мы, на наших условиях. Сейчас российский гражданин может платить больше, часто он не нуждается в льготной услуге. Сравните цены Эрмитажа с ценами других музеев — и вы все поймете.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру