Русский павильон на Венецианском форуме засекретили

Но его содержание обойдется в круглую сумму

01.03.2013 в 14:50, просмотров: 3400

Столетие российского павильона, построенного в Венеции легендарным архитектором Алексеем Щусевым, решили отметить оригинально. Все детали проекта художника-концептуалиста Вадима Захарова, который в этом году представит Россию на одном из главных мировых смотров современного искусства, будут держать в секрете до дня открытия. Но первый иностранный куратор российской экспозиции, директор Национальной галереи Берлина Удо Киттельмана, обещает, что выставка будет «экстраординарной». А комиссар Павильона Стелла Кесаева — что на нее потратят значительную сумму.

Русский павильон на Венецианском форуме засекретили
фото: Мария Москвичева

- Мы знакомы с Вадимом Захаровым 25 лет, у меня было время, чтобы оценить его творчество, и я считаю его серьезным вкладом в мировое искусство. Мы заключили соглашение, что не объявим ни одной детали до открытия биеннале.

- Все-таки не понятно — почему такая секретность? Обстановка просто повышенной секретности...

Опыт куратора подсказывает — то, что мы готовим, будет экстраординарным. Но мы живем во время тотальных фальсификаций. Именно этим объясняется наше решение, - интригует куратор русского павильона Удо Киттельман.

Хотя всех деталей и не раскрывают, но идейный курс павильона можно предугадать. Ведь на 55-й международной художественной выставке в Венеции Россию представит одна из ключевых фигур московского концептуализма Вадим Захаров. Кстати, на прошлой биеннале, в 2011 году, за нас отвечал другой мэтр концептуализма Андрей Монастырский, а куратором выступал Борис Гройс — это он первым написал в конце 1970-х о появлении и значении нового направления и дал ему название «московский концептуализм». Вадим Захаров был активным участников неофициального искусства в столицы в 1970-х, а после развала СССР стал выставляться по всему миру. Одна из самых известных его работ установлена во Франкфурте-на-Майне: памятник философу, композитору и музыковеду Теодору Адорно, размещенный на площади его имени, представляет собой его рабочий стол, заключенный в стеклянный куб (конкурс на памятник Захаров выиграл у главного концептуалиста мира Джозефа Кошута). В 2009 году его же проект «Святой Себастьян» стал лучшим на Премии Кандинского: художник представил инсталляцию из мебели, созданную с учетом искажений, которые можно наблюдать в русских иконах. Чьи идеи на сей раз вдохновляют художника — тайна, но Захаров уверен, что работа будет командной.

Выбор куратора экспозиции может, и рискованный, но сильный. Ведь Удо Киттельман уже однажды завоевал «Золотого льва» (главную награду Венецианской биеннале) для национального павильона Германии. Это было в 2001 году, а 2008 Киттельман возглавил Национальную галереи Берлина. За спиной куратора десятки блестящих проектов, и будем надеяться русский у него тоже получится достойно. Тем более, что на его реализацию выделяют серьезную сумму.

Проект очень дорогостоящий, - подчеркнула комиссар павильона, глава фонда Stella Art Foundation Стелла Кесаева. - Мы потратим столько же, сколько даст нам Минкультуры. Ведомство выделит деньги в конце марта — начале апреля.

К 100-летию павильона Stella Art Foundation также выпустит книгу «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895-2013».

Кураторами экспозиции выступали до революции такие знаковые фигуры, как Илья Репин и Сергей Дягилев. Мы решили заполнить эту пустующую пока полку, - рассказал куратор издания Николай Молок.