Пространство борьбы и утопий

В ГЦСИ открылась выставка номинантов премии «Инновация»

В тесном выставочном зале Государственного центра современного искусства концентрация произведений на один квадратный метр зашкаливает. На выставки номинантов премии «Инновация» - несколько десятков проектов, выбранных экспертным советом из 310 заявок. Лауреаты станут известны 9 апреля.

В ГЦСИ открылась выставка номинантов премии «Инновация»

Открытие выставки номинантов всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» начинается с минуты молчания, посвященной памяти Владислава Мамышева-Монро. О его неожиданной и загадочной гибели художника стало известно накануне открытия, в разгар монтажа. Тем символичнее выглядит работа «Варвары» группы молодых художников, показанная в полном объеме летом прошлого года в центре творческих индустрий «FАБРИКА». Прямоугольная глыба, созданная из двух кубометров земли, возвышается словно могильное надгробие… В контексте трагедии, шокировавшей арт-сообщество, кажется, что оно посвящено именно Владу, хотя на самом деле проект задумывался как памятник всем, кто почитает искусство за божество.

Проект Леонида Тишкова «Заброшенные утопии: Коньковый завод», созданный специально для Уральской индустриальной биеннале современного искусства, тоже посвящен тем, кого уже нет среди живых. В небольшой комнатке, отделенной от основной экспозиции, по стенам плывут портреты людей, работавших на Верхотурском коньковом заводе. Завод закрылся в 1997 году и небольшой городок будто умер: перестало существовать не только место, дававшее работу и заработок большинству горожан, но заводской театр и хор. Сколько еще заводов закрылось, сколько судеб сломала та политическая агония, охватившая страну во время и после перестройки – такими вопросами задается лирический концептуалист Тишков. Памятник этим людям он создан из продукта Верхотурского завода – скульптура из коньков по форме похожа на «Памятник покорителям космоса». Только смысл имеет обратный: говорит не о достижениях, а о том, как можно за считанные годы сломать то, что строилось десятилетиями.

В номинантах «Инновация» проект Тишкова – далеко не единственный из числа тех, что сделал ГЦСИ за прошедший год. Основной проект индустриального биеннале в Екатеринбурге выдвинут в номинации кураторский проект, инсталляция Владимира Селезнева «Пространство борьбы», демонстрировавшаяся в рамках биеннале, - на звание лучшего произведения визуального искусства, как и проект группы «Провмыза», впервые представленный в Приволжском филиале ГЦСИ – и это еще не полный список.

Из проектов, инициированных не ГЦСИ, выделяется «Последняя выставка» Анна Желудь, показанная в арт-центре «Гридчинхолл» и им же выдвинутая на соискания премии. Художница выставляет только старые работы, от которых Анна хочет избавиться. Мебель и объекты из прутьев, как признается автор, уже некуда ставить в мастерской, а чтобы работать нужно место. «Чтобы появились новые картины, должны исчезать старые», - уверена Желудь.

Отдельно стоит отметить появление на «Инновации» большого количества работ региональных художников – их около половины от общего числа номинантов. Увезут ли первые премии художники в регионы, или москвичи окажутся прогрессивнее станет известно 9 апреля.

Инсталляция "Пространство борьбы " Владимира Селезнева

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру