«Ника»ких перемен

Старейшей кинопремии страны нужна молодая кровь

«Нике» — 26 лет. Для человека — время расцвета. Для кинопремии — время усталости. Если не наступит время перемен. Никто не отрицает заслуг прекрасного Юлия Соломоновича: без Гусмана «Ника» не «Ника», без его острых шуточек — то смешных, то не очень. Как было в этот раз, когда «Нику» за лучшую женскую роль вручали братья Верники. Игорь сказал: «У каждого из нас должна быть своя крылатая женщина». «Например, Элтон Джон», — мгновенно отозвался Гусман. Юлий Соломонович хорош на своем месте. Но ему срочно нужна молодая кровь — новые лица, новые мозги, новые ритмы, те, которые задает новое время.

Старейшей кинопремии страны нужна молодая кровь
Максим Суханов.

Все, кто был отмечен на 26-й «Нике», спору нет, достойные люди. Особенно те, кто получал почетные «Ники». Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Александр Миндадзе, Вадим Абдрашитов — все золотые имена. Александр Ширвиндт, вручая самую важную «Нику» за «Честь и достоинство» Чуриковой и Панфилову (Глеб Анатольевич заболел гриппом, и награду за них обоих получала Инна Михайловна), своим бархатным голосом, который мгновенно загипнотизировал зал, меланхолично заметил, что живем мы в такие времена, когда вполне можно награждать за потерю чести и достоинства, причем трех степеней — временную, случайную и окончательную. Вместе с Ширвиндтом вышел Эльдар Рязанов, грустно пошутивший, что они — «сборная команда имени неизвестно чего». И в их словах и интонациях читалась тоска по ушедшему и то, что они чужие в новом времени. Так всегда происходит, когда рвется связь времен. В зале почти не было молодых лиц. Мы не говорим о случайных гостях, подметавших пол своими платьями. Мы говорим о кинематографистах. Из номинантов самая молодая — Мария Шалаева, 32 года. А открытием года стал 36-летний режиссер фильма «Шпион» Алексей Андрианов. Но и они — участники церемонии.

Началась же «Ника» с сообщения о новом президенте Академии кинематографических искусств. Алексея Баталова, отслужившего на этом посту шестилетний срок, заменил Андрей Кончаловский (за него проголосовало 409 академиков из 439).

«Фауст» покорил «Нику»

«Фауст» покорил «Нику»

Смотрите фотогалерею по теме

Что сказать о самой церемонии, если судить по ее собственным законам и правилам? «Ника» всегда ассоциировалась не с красотой ведущих или стильностью картинки, а с тем бунтарским вольным духом, который бывал ей присущ. Там всегда было Лобное место, и доставалось начальникам, звучали речи в поддержку коллег, и по тому, насколько активно съезжались гости и академики на церемонию, можно было судить о том, что происходит в киномире. Особенно в трудные, переломные времена. А уж если на церемонии появлялся Алексей Герман, и приезжал не ради награды, а чтобы поддержать честь профессии, товарищей, саму «Нику» в моменты наивысшего напряжения, противостояния начинаниям Михалкова, — это дорогого стоило. Иной раз мурашки проходили по телу, и захватывало дух от кинематографического единения и смелости коллег.

На этот раз вялый ритм церемонии сбил разве что кинодраматург Юрий Арабов, получая награду за «Фауста» как за «лучшую сценарную работу». Он произнес безоглядную речь, так что ведущий церемонии Юлий Гусман вполне мог рухнуть. Арабов говорил о том, как легко скатиться к экранизациям «Графа Орлова», притом что мы находились в Театре оперетты, где этот мюзикл идет и фрагмент которого представлялся. То есть кинематографистов пустили в дом, а они вроде как плюнули хозяевам в лицо. Но по сути Арабов был прав. И пока такие люди, как он, работают в кино, мы точно не пропадем.

Максимальное количество номинаций — 11 — было у «Орды» Андрея Прошкина. У «Фауста» Александра Сокурова — 8. В итоге именно «Фауст» признан лучшим игровым фильмом и принес Сокурову «Нику» за лучшую режиссерскую работу. Зато у «Орды» — главные актерские награды. Хотя в номинации «Лучшая мужская роль» приз разделили Антон Адасинский, сыгравший Мефистофеля в «Фаусте», и Максим Суханов — святитель Алексий в «Орде». «Лучшую женскую роль», по мнению академиков, исполнила Роза Хайруллина опять же в «Орде». Она, как и Антон Адасинский, — новые люди в кино, несмотря на солидный театральный стаж. «Орда» принесла награды оператору Юрию Райскому, композитору Алексею Айги, звукорежиссеру Максиму Беловолову, художнику Сергею Февралеву, художнику по костюмам Наталье Ивановой. Андрею Панину дали «Нику» посмертно за «лучшую мужскую роль второго плана» в «Искуплении» Александра Прошкина, и совсем не по щепетильным соображениям. Он просто хорошо сыграл, потому как был серьезным артистом. Татьяна Друбич, получая статуэтку за «Лучшую женскую роль второго плана» в картине «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, словно бы извинялась. Свою соперницу Ольгу Лапшину назвала выдающейся актрисой: ее роль в фильме «Жить» Василия Сигарева осталась без награды. И только потому, что многие академики понятия не имеют о том, что это за актриса и как она сыграла.

«Лучшим неигровым фильмом» признали дебют «Антон тут рядом» нашей коллеги, киноведа Любови Аркус за фильм о судьбе мальчика-аутиста. В анимации лидировал «Бессмертный» Михаила Алдашина. Выбор достойный, но лишний раз убеждаешься в том, что основная масса академиков ничего не смотрит, а потому доверяет именам, тем самым отсекая еще в ходе первого тура голосования неизвестные им, но достойные работы. Скажем, Кира Муратова победила с прекрасной своей картиной «Вечное возвращение», которую теоретически можно было посмотреть на диске, получив его в офисе киноакадемии. А практически ее могли видеть пять, от силы десять человек, побывавших на фестивалях в Риме и Роттердаме. Но тут академики не просчитались, хотя и работали вслепую.


Светлана Хохрякова


Елена Ардабацкая

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ: «Я никогда ничего не обещаю. Главное — не навредить»

— Вас только что избрали президентом Киноакадемии. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то оживить ее существование?

— Я благодарен членам академии за то, что они оказали мне, человеку далекому от общественной деятельности, доверие. Живое и человеческое можно сделать на любом посту. Надеюсь, что, став президентом, останусь приличным человеком. Но я никогда ничего не обещаю.

— Не обещаете, но делаете?

— Посмотрим. Есть такое знаменитое правило — не навредить. Его и надо соблюдать.

— И вас не смущает состояние умов и киносообщества в целом? Там ведь неспокойно.

— Это все детский лепет. Главное — кино снимать. Те картины, которые представлены на «Нике», заслуживают зрителя. Другое дело, что не всегда он их получает. Надо что-то сделать, чтобы публика и художники, имеющие сегодня мужество заниматься поисками смыслов, ответов на важные вопросы, связанные с человеческой душой, наконец-то встретили друг друга.

Александр ПРОШКИН: «Андрей Панин, ненавидя наше время, увлекся им. Оно его и затянуло»

— Вам пришлось получать награду за близкого человека и прекрасного актера Андрея Панина, который сыграл в вашем фильме «Искупление». Какие чувства и воспоминания пришли в тот момент?

— Андрей был потрясающим, невероятно умным парнем. Он ненавидел это время. Я его спрашивал: «Чего ты играешь всяких негодяев? Ты же — герой настоящий». Он понимал суть русского характера и сыграл в «Искуплении» самого себя в обстоятельствах 1945 года. У меня в картинах он только героев и играл. Потом я понял, что Андрей умел потрясающе отстраняться в ролях мерзавцев, умудрялся во все вкладывать ироническую интонацию. Он был простым человеком из Сибири, но выросшим на интеллигентных дрожжах. Он погиб, потому что его это время закрутило: бабки, телевидение, бесконечные сериалы…

— Загнал себя?

— Дело даже не в этом. Андрей, ненавидя наше время, увлекся им. Оно его затянуло. У него не было сил сопротивляться тому, что он ненавидел. То же самое произошло с Валерием Приемыховым, который делал вид, что все в порядке, много играл, а в глубине души страдал. Вот и Андрей по той же причине запирался, исчезал. И в результате все закончилось тем, чем закончилось. Он жил на износ, на излете — и выжег себя.

Любовь АРКУС: «В каждом из нас есть Антон»

— После выхода фильма «Антон тут рядом» о мальчике-аутисте вы взялись за организацию фонда, помогающего таким людям адаптироваться в жизни. Почему? Ведь масса документалистов снимают фильмы, а потом благополучно забывают о своих героях.

— Я боюсь за Антона. И поэтому все, что происходит, идет от страха за родного человека. Боюсь, что когда не будет его папы, не будет меня, Антон останется один. И нужно успеть создать для него и таких, как он, все возможные структуры — неважно, в деревне, городе, где угодно. Мы будем строить селение, где аутисты смогут жить с родителями, а если их нет, то с сотрудниками.

— Вы нашли поддержку со стороны влиятельных людей?

— Я ее нашла, наверное, потому, что нам удалось сказать в фильме главное: Антон — не какой-то другой человек, не инвалид. Антон — это я, ты, он, она, это мы все. В каждом из нас есть Антон. Я встречаю поддержку людей, которые понимают, что этот человек — то же самое, что они, только он не сумел приспособиться. Каждый из нас, помогая Антону, думает и о себе самом, о том лучшем человеке, которого пришлось давить и убивать в себе, чтобы выжить. Все, что происходит со мной, происходит благодаря Антону. Он — главный автор. Мне повезло, что я могу сделать то, что даст смысл прочерку между датой рождения и датой смерти.


Светлана Хохрякова


Ника 2013. Начало церемонии. Все основные номинанты на награды прибыли...

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру