Министр Мединский принял 300 кг наследия Ремизова

Архив писателя вернулся на родину

09.04.2013 в 16:33, просмотров: 2384

Архив уникального писателя и художника ХХ века Алексея Ремизова вернулся в Москву. Публика увидит собрание, выкупленное Минкультом в конце прошлого года для фонда Литмузея, совсем скоро — выставка коллекции откроется 16 апреля в Манеже. Незадолго до открытия проекта министр культуры Владимир Мединский, глава Роспечати Михаил Сеславинский вместе с новым директором Литмузея Дмитрием Баком и Егором Резниковым, сохранившим архив, рассказали об уникальности приобретения. Какие предметы приехали в Москву из Парижа и как жил в эмиграции писатель, узнал «МК».

Министр Мединский принял 300 кг наследия Ремизова

Из досье «МК»: Алексей Ремизов покинул Россию в 1921 году. Он уехал лечиться в Германию, но так и не смог вернуться. Спустя несколько лет переехал в Париж, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Владимир Мединский, приехавший в Литмузей, объясняет:

- В бюджете Министерства культуры обычно нет свободных средств, но мы крутимся как можем. В конце прошлого года удалось сэкономить 220 миллионов рублей и эти деньги мы пустили на пополнение музейных фондов. Одно из самых значимых приобретений — архив выдающегося писателя Алексея Ремизова.

Коллекция насчитывает 915 предметов: 133 рукописи, сотни писем, фотографий, книг с автографами, альбомов с рисунками (а их больше тысячи), коллажей и личных вещей. Даже письменный стол Ремизова приехал на его родину. Правда, в Литмузее журналистам показали лишь малую часть крупнейшего архива писателя.

 Раньше я не понимал, откуда в рисунках Ремизова, которые он постоянно делал на полях рукописей или в альбомах, сколько странных фигур и профилей. Когда же увидел эти куклы, вопросы отпали — это их он рисовал, - поясняет руководитель Роспечати Михаил Сеславинский.

Архив, доставленный из Парижа, весит 300 кг. Его сохранил музыковед, профессор Парижского университета Егор Резников, сын верного друга и помощницы Ремизова Натальи Резниковой. После смерти Алексея Михайловича и его супруги Серафимы Павловны, именно она унаследовала архив. Вопрос вдове:

 Алексея Ремизова считали особенным человеком, знатным фантазером и выдумщиком. А каким вы запомнили его?

- Он был своеобразным человеком. Даже внешне: маленький, лицо очень примечательное, тихий. Говорил он медленно, на старинном русском языке, но не церковнославянском. У него был дар пророчества. Еще когда я был ребенком он увидел во мне музыканта. И действительно, я занимаюсь музыкой. А в моем двоюродном брате Алексее Сосинские Ремизов увидел математика, и это тоже сбылось. В нем всегда была какая-то тайна. Например, в его кабинете была веревочка, и на ней висели «игрушки», так он их называл. На самом деле кости, шишки, скелеты рыб. На его столе сидел «Огненный человек», кукла. Все это придавало таинственность обстановке в его квартире. В начале войны снаряд попал в окно, и он вставил картонку в раму. К этой картонке он крепил всевозможные осколки стекл, которые потом превратились в художественные коллажи из осколков.

Коллажи действительно очень интересные: абстрактные изображения покрыты мелкими, аккуратно выложенными осколками стекла. Их высоко оценивали такие мастера, как Пикассо, Шагал и Кандинский, с которыми Ремизов общался в Париже. Не меньшей похвалы современников и потомков заслужило его мастерство каллиграфа. В этом легко убедиться, взглянув на тетради Ремизова, исписанные мелким стройным почерком. Большинство из них можно будет увидеть в Манеже.