Каркуша и Степашка шагают по Москве

Жерар Депардье: «Каждый из нас немного Распутин»

Церемония закрытия 35-го Московского международного кинофестиваля оказалась полной противоположностью открытию. Никакой давки и суеты на красной дорожке. Даже перекупщики билетов работали как-то лениво, через силу, словно притомились на жаре. Не было толпы фанатов вокруг театра «Россия». Правда, и мировых звезд на дорожке тоже не было — Жерар Депардье, сыгравший Распутина в одноименном фильме закрытия, появился на дневной пресс-конференции, но до официальной премьеры не добрел. Злые языки обязательно напишут — перебрал, сел не в ту машину, попал в очередную аварию, выказал неуважение. Но разве кто-нибудь будет спорить с тем, что нынче в Москве у Депардье достаточно куда более важных дел, чем закрытие ММКФ?

Жерар Депардье: «Каждый из нас немного Распутин»
Ксения Раппопорт с призом за выдающиеся актерские достижения.

То ли дело днем. Жерар дал жару на официальной пресс-конференции фильма «Распутин» (российская версия — перемонтированный, переозвученный, сокращенный почти в два раза Ираклием Квирикадзе вариант фильма, два года назад показанного на французском телевидении). Задержавшись на полчаса, зайдя в зал мокрым от пота — как объяснили организаторы, прямо со съемочной площадки фильма «Бирюза», о съемках которого «МК» писал ранее, — Депардье вживую разыграл все те сюжеты, которые последние полгода развивали российские СМИ. Одни и те же проклятые вопросы летели в Жерара, как теннисные мячики из пушки. И тут же отлетали от спокойного и красноречивого актера, как от стенки.

Критик с Украины завел долгий и путаный разговор про связь актера с Виктором Ющенко. Депардье перебил его на полуслове, извинился за это, сказав: «Вопрос, судя по всему, о политике». Попутно — совершенно серьезно, без тени иронии — отпустив комментарий переводчику: «Зачем вы переводите мне на английский язык? Я же русский актер, а не американский». И в который раз повторил: «Я дружу не с политиками, а с людьми. Но среди моих друзей — только два политика. Это Виктор Ющенко и Владимир Путин». (Рамзан Кадыров, получается, не в счет?) Еще Жерар скажет, что в курсе жесткой критики и первого, и второго, но не перестает верить в их политическую силу. «Я не знаком с Лимоновым, но сомневаюсь, что если бы такой политик, как он, пришел к власти, для России это было бы лучше. А Путин — сильный лидер. Но я еще раз хочу добавить, что я дружу не с политиками, с людьми». Эту развернутую мысль государственные каналы сократили до одной фразы: «Депардье назвал Путина своим другом». Зато другую часть его тирады привели почти дословно: «Я с радостью ухватился за возможность получить российское гражданство. Многие надо мной смеялись в тот момент — но над чем смеяться? В России безработица не превышает 5%, а во Франции — уже 12%. В Европе кризис, а российская экономика на подъеме. У вас прекрасная страна с огромными возможностями». Здесь же — обязательное признание в любви русской культуре и истории. Перейдя наконец к теме пресс-конференции — фильму «Распутин», Жерар по очереди раздал похвалу всем: режиссерам, актерам, осветителям, техникам, Владимиру Путину: «Я отправил почитать ему сценарий, чтобы убедиться, что мы не исказили исторические факты, и после того, как получили его одобрение, для нас везде открылись двери: в Царском Селе, в Юсуповском дворце — там, где на самом деле происходили эти события». Заканчивая разговор о Распутине, Депардье отметил, что обе его бабушки сами занимались врачеванием, и «к нашему дому с детства тянулась очередь страждущих». А закончил тем, что каждый из нас немного Распутин. У находящегося все это время рядом Филиппа Янковского, сыгравшего в фильме князя Юсупова и получившего львиную долю похвалы Депардье, чувствовать себя так же раскованно не получилось. Так, отвечая на вопрос о том, как он относится к неопределенной сексуальной ориентации своего героя, Филипп отделался туманным: «Все мы знаем гражданскую позицию, принятую в нашей стране по этому вопросу». Спас коллегу все тот же Жерар, с ходу расставивший все приоритеты: «Я бы не стал утверждать прямо, что Юсупов — гомосексуалист, скорее ему просто нравится одеваться в женское платье. Так же, как в свое время Бодлеру». Наконец, уже уходящему Депардье прокричали самый главный, просто жизнеопределяющий вопрос: попадал он в аварию в Москве или нет? Актер , не взяв ни секунды передышки, тем же спокойным голосом, смахивая пот со лба, ответил:

— У журналистов — своя работа, а у меня своя. Я не могу запретить вам писать, что вздумается, но думаю, я больше знаю о своей жизни, чем вы. Меня не было в машине, я спал после съемок.

Лишившись такого пламенного мотора, как сердце Жерара Депардье, теперь навеки принадлежащего России, церемония закрытия ММКФ прошла быстро и безболезненно. Начавшись с лиричного посвящения фильму «Я шагаю по Москве», премьера которого состоялась на этой сцене 50 лет назад. При этом Никита Михалков вживую подхватил финал своей песни на стихи Геннадия Шпаликова вслед за черно-белыми кадрами из фильма. А Георгий Данелия рассказал, как волновался, увидев на премьере 50 лет назад своего учителя еще по МАрхИ — Юрия Шевердяева, главного архитектора театра «Россия».

И закончившись победой турецкого фильма Эрдема Тепегеза «Частица» (получившего еще приз за лучшую женскую роль Жале Арыкан). Между этими событиями состоялось эмоциональное вручение приза за выдающиеся актерские достижения «Верю. Константин Станиславский» Ксении Раппопорт. Награду вручал легендарный оператор Вадим Юсов (на счету которого и «Я шагаю по Москве»), но предваряло вручение выступление крайне странного трио: Каркуша, Степашка и актриса Софья Аржаковская, которая с открытия где-то потеряла Кристиана Слейтера, зато нашла новое, не менее эффектное платье. Присутствие персонажей детской телепередачи объяснили еще одним 50-летием —«Спокойной ночи, малыши!». Явно комфортно чувствуя себя в атмосфере полного абсурда (точнее всего описанного Ренатой Литвиновой на красной дорожке: «это очень русский фестиваль»), Каркуша со Степашкой начали перечислять всех теть, которых повидали за 50 лет. Тетя Валя, две тети Тани, красавица тетя Оксана и тетя Аня. Финальную реплику оставили Софье: «Сейчас выйдет такая тетя — всем тетям тетя».

И тут Московский кинофестиваль дал сбой. Выйдя на сцену, Ксения Раппопорт произнесла такую проникновенную речь, что время остановилось и театр «Россия» унесся куда-то вдаль. Вместо благодарностей начав со слов «мне почему-то хочется извиниться», Ксения по отдельности объяснила, за что верит каждому близкому человеку в ее жизни: учителям, режиссерам, партнерам по театру, — разделив награду со «всеми прекрасными актерами, которые находятся сейчас в зале». Не выступление — а целый спектакль. Лучшая женская роль.

Церемония закрытия 35-го Московского международного кинофестиваля

Церемония закрытия 35-го Московского международного кинофестиваля

Смотрите фотогалерею по теме

Вот так и Московский кинофестиваль, где Каркуша со Степашкой шагают по Москве, а над сценой постоянно витает дух Распутина — невозможно ни понять, ни простить. В него, как в Россию, в которую так сильно влюбился Жерар Депардье, можно только верить.


Никита Карцев

МЕЖДУ ТЕМ

О фильме-победителе

Турецкий фильм «Частица» Эрдема Тепегёза был показан в самом конце фестиваля. В рейтинге киноклубов, которые на ММКФ все равно, что глас народа, эта картина набрала наименьшее количество баллов, что совершенно незаслуженно. В небогатом на события конкурсе она была одной из лучших. Так что жюри сделало грамотный выбор. Хотя, если рассматривать «Частицу» в контексте турецкого кино, переживающего расцвет, она занимает скромное место. Фильм очень актуальный для многих стран, включая Россию, где масса людей еле-еле сводит концы с концами, пытается хоть как-то обеспечить себе сносную жизнь. Вот и героиня, сыгранная Жале Арикан с документальной достоверностью, борется за существование, чтобы прокормить маленькую дочь и немолодую мать. Она едет в другой город, потому что в Стамбуле не найти работы, и вкалывает, как рабочая лошадь, живет в скотских условиях да еще подвергается унижениям. При этом остается гордым и независимым человеком. Это кино скупое, без художественных излишеств, напоминающее поток жизни в ее серых тонах, без прикрас.

Незамеченный протест

За пару дней до окончания 35-го ММКФ из жюри ФИПРЕССИ — а это Международная федерация кинопрессы, призванная отстаивать интересы профессионалов, пишущих о кино, — вышел один из его членов — россиянин Сергей Анашкин, живущий в Екатеринбурге. Такого рода протесты иногда случаются на международных фестивалях. Бывает, что член большого жюри заявляет об особом мнении в случае расхождения с коллегами. Несколько лет назад жюри российской критики высказало руководству ММКФ претензии по поводу участия в конкурсе картины «Одиночество крови» Романа Прыгунова как несоответствующей уровню фестиваля класса «А». По этому поводу тогда сильно пошумели. Но демарш Сергея Анашкина в этот раз остался почти незамеченным.

Сергей отправил в штаб фестиваля письмо, содержание которого изложил нам в частной беседе. В нем он заявил о своем выходе из жюри ФИПРЕССИ в знак протеста против «запредельно низкого уровня конкурсных лент» и из-за «непреодолимых разногласий с другими членами жюри». И попросил аннулировать свои баллы, провести новое голосование. Вот что он сказал: «Рано или поздно необходимо совершать гражданский поступок. У каждого свой Тахрир. Я живу в Екатеринбурге, вдали от московской тусовки, и не завишу ни от кого. Мои коллеги по жюри приехали в Москву с туристическими целями, посмотреть достопримечательности. А я живу в этой стране, и мне надоело делать вид, что все в порядке. Я отравился плохим кино. Оно у меня вызывает приступы аллергии. Даже классика не способна спасти!»

На следующий день после нашего разговора назначены были пресс-конференции с участием жюри, работавших на фестивале, в том числе ФИПРЕССИ и NETPAK — организации, поощряющей достижения азиатского кино, премия которой теперь вручается на многих авторитетных фестивалях. Сергей Анашкин входил в жюри NETPAK тоже, но по непонятным причинам эту пресс-конференцию отменили. И мы не узнали, какой же фильм признан лучшим среди азиатского кино, многообразно представленного на ММКФ во всех программах.

На наш вопрос, какова будет реакция ФИПРЕССИ на заявление Анашкина (он отправил письмо и генеральному секретарю организации Клаусу Эдеру), ответил председатель жюри ФИПРЕССИ Джеральд М.Пири из США: «Да, один из наших членов вышел из жюри. Ему не понравилась конкурсная программа. Но все остальные были рады поездке на фестиваль. Думаю, что не стоило таким необдуманным жестом наносить оскорбление нашей работе. Это всего лишь частное мнение одного молодого человека. Я считаю, что это недостаточная причина для того, чтобы выходить из жюри. Никаких репрессий со стороны ФИПРЕССИ не последует». Андрей Плахов, почетный вице-президент ФИПРЕССИ прокомментировал: «Если не нравится программа, надо было заявить об этом до голосования жюри, а Сергей Анашкин сделал это после того, как члены жюри проголосовали, и потребовал переголосования».


Светлана Хохрякова

Сюжет:

ММКФ-2013