Лепаж поставил на карты пик

Журналист «МК» узнал подпольные тайны игорного бизнеса

Всю неделю цирк на Цветном бульваре работал Лас-Вегасом. Шла игра по-крупному. На кону стояли карты пик. Постановка знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа, представленная Чеховским фестивалем, поражала не только магией и талантом, но и с каким техническим размахом воплощалась на сцене история — личная и мировая. Причем вся она умещалась в конструкцию, похожую на огромный барабан. С подробностями — обозреватель «МК».

Журналист «МК» узнал подпольные тайны игорного бизнеса

— Сядьте подальше, здесь находиться опасно, — говорит мне технический директор компании «Экс-Махина» из Квебека Патрик. Сам он с проворностью воздушного акробата забирается по трапеции с «барабана» наверх, туда, где висит шеститонная конструкция со световой аппаратурой. После последнего спектакля в никулинском цирке идет демонтаж первой части лепажевской трилогии «Карты пик», о которой всю неделю говорят в Москве. Говорят разное — от шока до неприятия. Но все потрясены технической фантазией, инженерной конструкцией постановки. Столь сложной и неожиданной у Робера Лепажа прежде не было.

Итак, «барабан высотой всего-то метр занимает практически всю арену. Он — дом, завод, автономно существующий от цирка. Монтировщики сняли ткань, и что же я вижу? Все опутано проводами, нашпиговано какой-то аппаратурой. Есть ли здесь место человеку? Есть!!! Все пространство «барабана» изнутри порезано, как торт, на аккуратные кусочки. Эти кусочки друг от друга отделены черной тканью и, по сути, являются гримерными. В каждой из них: на вешалке по многу костюмов, поскольку у каждого по нескольку ролей, гримерные столики с гримом, реквизит и маленькие креслица, но вместо ножек — колесики.

— Вот на этих креслицах во время спектакля в барабане передвигаются техники и актеры, — объясняет мне Патрик и Мари Рондо, директор турне.

Яснo, что в полный рост в такой конструкции не встанешь — можно существовать либо на полусогнутых, либо сидя.

— В результате сколько же человек здесь помещается?

— Всего тринадцать. Из них шесть актеров, семь техников (пять наших, два местных).

Когда шесть актеров поднимаются из люков на поклоны, у зрителей — шок. Они ожидали увидеть как минимум дюжину исполнителей, а их всего шесть. И эта великолепная шестерка два с половиной часа без антракта играет непростую историю. Действие происходит в одном отеле Лас-Вегаса, где идет игра судьбы и случая на примере нескольких людей.

В «Картах» у Лепажа чисто кинематографический ход: на скорости сменяющиеся эпизоды заявленных персонажей, и у каждого — своя интрига. Первый эпизод ужасно пугает: в трюме в полутемноте видно, как двое военных насилуют третьего. Подобного в невероятно человеческих и магических спектаклях Лепажа прежде не было. Эту сцену сменяет венчание пары, где в качестве пастора выступает Элвис Пресли. Причем жених явно не расположен к невесте — почему? И с какой стати немолодой, но с хорошей фигурой мужчина уже в следующем эпизоде упорно не отвечает на телефонные звонки? Кто тот человек, что идет по кругу «барабана» и подбирает дохлую кошку? И при чем здесь вообще военная база в цитадели мирового игорного бизнеса и война в Ираке, объявленная на четырех экранах президентом Бушем?

Все эти незнакомые люди встретятся, их судьбы переплетутся, перепутаются, и всплывут ответы на вопросы. Кроме, может быть, одного — кто тот игрок, что с азартом и безответственно тасует карты нашей жизни? Кто дразнит пороком, искушает и обманывает? И еще — как Лепажу удается увязать конкретную жизнь одного человека с мировыми проблемами? Проследить, как вселенский масштаб пережевывает и поглощает крохотный масштаб отдельной личности.

Но моя экскурсия по Лас-Вегасу, демонтаж которого только начался, продолжается в сопровождении Мари Рондо и юной переводчицы из Парижа Саши Зониной.

— Вообще-то эту конструкцию придумал не один Робер, а вместе с Филиппом Патманом, директором театра в Шалоне. У него как раз площадка с круглым залом. И они создали сеть «S-360», то есть такие пространства, в которых могли бы играться подобные спектакли. Это не шапито, но они круглы, с обзором в 360 градусов. Такое пространство есть в Монреале, Шалоне и несколько в Европе, но немного.

— Как долго репетировались «Карты пик», где основная сложность происходит под сценой?

— На репетиции артистов и монтировщиков, их передвижения под сценой ушло семь недель.

— А шишки себе люди не набивают?

— У нас есть целая аптека. При движении столкновения, конечно, неизбежны, но артисты и техники к этому готовы, они привыкшие к таким происшествиям. Но поскольку спектакль идет два года (премьера была в 2011 году в Мадриде, отыграли уже 75 представлений), то каждый наизусть знает партитуру своего движения, практически всё делает вслепую. Если и случаются накладки, то потому, что Робер решает вдруг что-то изменить в сценах. Тогда артистам приходится на ходу перестраиваться.

— Когда ждать следующей части трилогии?

— Дата уже известна — 28 сентября на фестивале «Рур триеннале» мы играем «Карты черви». Ее репетирует уже другая команда артистов, и конструкция будет та же самая, но с небольшими изменениями. А потом Робер начнет смешивать карты.

И интересно, и жутко становится при мысли, что же будет, когда Лепаж смешает пики, черви, крести, бубны, выложит свой покер. А король побьет даму, которая уйдет от валета к тузу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру