За крымскими приключениями москвичек наблюдали в Сан-Себастьяне

Через 15 лет российское кино снова показали на одном из крупнейших европейских кинофестивалей

29.09.2014 в 20:19, просмотров: 2716

В последний раз российский фильм был показан в конкурсе кинофестиваля в Сан-Себастьяне в 2002 году. Это был «Любовник» Валерия Тодоровского. А через пару лет «Старух» Геннадия Сидорова (не в основной, правда, программе) приняли весьма благосклонно. А потом наступила тишина. Ни одного фильма из нашей страны. И даже человека, занимавшегося российским кино, уволили из фестивального штата.

За крымскими приключениями москвичек наблюдали в Сан-Себастьяне
Кадр из фильма "Как меня зовут"

Фестиваль в Сан-Себастьяне, один из старейших в мире, входит в так называемую группу «А» и должен показывать фильмы, которые нигде ранее не демонстрировались. Проводится он в конце сентября и замыкает собой цикл главных фествиалей года: Берлин, Канны, Москва, Карловы Вары, Локарно, Венеция,Торонто… В российском кино в последнее время не было такого количества хороших фильмов, чтобы хватило всем вышеперечисленным киносмотрам. Устроители фестиваля в Доностии (так по-баскски звучит название фешенебельного курорта на берегу Бискайского залива, где проходит фестиваль) хотели получить ленты из России. Однако, Круазетт, Потсдамер платц и Лидо всегда являлись для наших продюсеров более привлекательными.

Нельзя сказать, что про Россию в Сан-Себастьяне вообще забыли. Сюжеты из нашей жизни возникали порой в постановке иностранных режиссеров. Иногда российские продюсеры оказывались в числе создателей фильмов, к России никакого отношения не имеющих (Сергей Сельянов, спродюсировавший неплохого «Каннибала») А кинопраздник этого года начался с вручения приза Доностии за вклад в киноискусство Дензелу Вашингтону, который в «Великом уравнителе» мочит российских бандитов, возглавляемых кошмарным негодяем Пушкиным. Но подлинного возвращения кинематографической России на баскские экраны пришлось ждать почти пятнадцать лет .

Ленту дебютантки Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут» сансебастьянские отборщики присмотрели на «Кинотавре». Она, как нельзя лучше, вписалась в программу конкурса «Новые режиссеры». Формально, ибо является первой работой юной постановщицы. По сути – очевидный высокий художественный уровень, режиссерская точность в подаче материала, свежесть и искренность юных артисток в сочетании с умудренностью знаменитого Константина Лавроненко. Действие разворачивается в старом еще Крыму, куда две юные москвички отправляются на поиски отца одной из них. Ну, и не в последнюю очередь, картина пришлась фестивалю по вкусу из-за того, что стала еще одной вариацией на главную тему киносмотра.

Не уверен, что история женских страданий заранее планировалась, как основной тренд Сан-Себастьяна 2014. Скорее всего, это произошло само собой. Быть может, углубленное внимание к дамским судьбам стало своеобразной реакцией режиссеров на тревожные события, происходящие в большом мире? Быть может, создатели кинолент вспомнили, что когда-то, полвека назад, было модно призывать зрителей заниматься любовью, а не войной.

Кадр из фильма "Новая подруга"

Во всяком случае, история двух девиц, решивших устроить розыгрыш и вызвавших большую беду, должна была бы прозвучать сильно и мощно. Не прозвучала. И дело не в призе. Он в данном конкурсе один, и получившая его болгарская лента «Урок» - тоже, кстати, рассказывающая о драме юной женщины-учительницы – вполне достойная. Дело в общей спокойно-уважительной обстановке. Картина Сайфуллаевой хорошо смотрелась, получила не очень высокие, но и не низкие оценки зрителей и критики, но событием фестивальной жизни не стала.

Прочие ленты о непростой дамской жизни вызвали прямо-таки, бурю эмоций. Чего стоят одни сюжеты!

Три поколения семьи собираются на уикэнд. Престарелая, смертельно больная мамаша решает уйти из жизни сама, пока болезнь не сожрала ее. Дети решают пойти ей навстречу ( «Остановка сердца» датского оскароносца Билле Аугуста). Еврейская певица выжила в концлагере, но ее лицо изуродовано. После операции, изменившей ее внешность, она возвращается в разрушенный Берлин и пытается найти мужа, не подозревая, что именно он предал ее в руки гестапо («Феникс» Кристиана Петцольда). Обезумевшая мать, нечаянно придушившая младенца, не дает мужу вызвать врачей. Тогда он – офицер полиции – пробирается в дом к наркоманам и подменяет своего мертвого ребенка на их живого («Второй шанс» еще одной датской оскароноски Сюзанны Бер). Молодая женщина Клер горячо переживает смерть любимой подруги Лоры. Придя однажды в дом покойной, чтобы проведать ее мужа и маленькую дочь, она обнаруживает, что супруг Лоры баюкает девочку , нарядившись в женское платье, облачившись в парик, накрасившись и напудрившись. Клер в шоке, но она еще не знает, что принесет в ее жизнь новая подруга Виржиния («Новая подруга» Франсуа Озона).

Вообще-то, история крымских приключений двух отчаянных москвичек вполне вписывается в этот ряд . И не только похожесть отчаянных сюжетов о жестокой женской доле роднит российскую ленту из программы «Новые режиссеры» с перечисленными выше фильмами основного конкурса. У них схожая фестивальная судьба. За исключением еще одной датской знаменитости – актрисы и режиссера Паприки Стин, удостоившейся приза за женскую роль в «Остановке сердца», ни одна из поименованных душераздирающих историй не была отмечена в финальном вердикте жюри.

Главная награда фестиваля «Золотая раковина» досталась испанскому фильму «Девчонка-волшебница» Карлоса Вермута. Он же удостоен и приза за режиссуру. Снова женская доля – в центре. Сделано пристойно, атмосфера чувствуется, порой, даже завораживает. Только, вот, почему именно эта картина выбрана жюри, а не Озон и не Сюзанна Бер? В них, ведь тоже есть уверенная режиссерская рука, тоже есть отличные эпизоды и сцены, получившиеся не слишком… Объяснение простое - эти киноленты сделаны за пределами Пиренейского полуострова.

Конечно, в конкурсах должны присутствовать картины со всего света. Вот и Россию пригласили в этом году. Надеемся, что и в следующем позовут. Только, находясь на баскском празднике киножизни, надо всегда помнить прекрасный эпизод из советского мультфильма про Малыша и Карлсона. Прекрасный толстячок с пропеллером приглашает мальчишку к себе и разражается пафосной речью, приветствующей себя любимого на пороге собственного дома. А потом, закончив самовосхваления, Карлсон поворачивается к гостю и тихо, как бы, извиняясь, произносит: «Ну, и ты, Малыш, заходи!»