«Заминированный» закон: международные аукционы будут переполнены нашими иконами

В России может появиться еще один простой и очень выгодный способ вложения незаконных доходов

На состоявшемся на этой неделе заседании Госдума приняла в первом чтении законопроект «О ввозе культурных ценностей в РФ и вывозе культурных ценностей из РФ». К чему могут привести одобренные депутатским большинством изменения в «культурное законодательство»? – Своими соображениями по поводу «обратной стороны» данного законодательного акта поделился с «МК» депутат петербургского Законодательного собрания от партии «Справедливая Россия» Алексей Ковалев.

В России может появиться еще один простой и очень выгодный способ вложения незаконных доходов

Законопроект о ввозе-вывозе культурных ценностей был внесен в Госдуму еще в июне нынешнего года. Его подготовили Мария Максакова (фракция «ЕР») и еще несколько депутатов. Главным аргументом за внесение изменений в действующее законодательство по мнению авторов является то, что существующий ныне закон «образца 1993 года» «несет в себе психологию «железного занавеса», что он «устарел и морально, и политически, и юридически».

– Закон в предложенной новой редакции позволяет упростить ввоз культурных ценностей в Россию из-за рубежа и их вывоз из нашей страны за границу. Однако в законопроекте есть несколько пунктов, которые могут привести к глобальному «исходу» из России уникальных предметов истории и культуры, – уверен Алексей Ковалев. – Эту опасность увидели и мои коллеги из петербургского Законодательного собрания, именно поэтому мы еще в октябре направили отрицательный отзыв на присланный нам законопроект.

Одна из наиболее серьезных «мин замедленного действия», заложенных в нем, – снятие действующего сейчас «тотального» запрета на вывоз культурных ценностей, возраст которых больше 100 лет. Это открывает возможность безвозвратного «экспорта» находящихся в частном владении икон, мемориальных предметов, произведений искусства, рукописных и старопечатных книг, рукописей и иных архивных документов древностью свыше 100 лет... Конечно, указывается, что решение о возможности или невозможности вывоза за границу в каждом конкретном случае должен принимать эксперт. Но ведь четких критериев, на основании которых такой вывод можно сделать, нет. Культурная значимость, художественность – это понятия относительные. А значит все отдается «на усмотрение» того самого эксперта. Тут сразу на ум приходит неприятное слово «коррупциогенность». Раньше хоть 100-летний ценз как-то ограничивал возможность вывоза из страны культурных ценностей, а теперь... Не надо быть пророком, чтобы понять: при новом законе «сноровистые» люди станут вывозить за кордон все, – международные аукционы будут затоварены нашими иконами, предметами церковной утвари, старыми книгами...

Культурные ценности – лучший способ вложения незаконных доходов. Цена покупки не оглашается, покупатель и продавец могут быть анонимами, лицензии на антикварную торговлю нет, а цены постоянно повышаются. Наворовал – вложил в антиквариат – вывез – продал по еще более высокой цене. И это не попадает под определение «отмывания преступно нажитых средств».

Авторы законопроекта ссылаются на то, что действующий запрет на вывоз ценностей противоречит нормативным документам ЕврАзЭС, однако Договор об ЕАЭС предусматривает право государств-участников вводить ограничения на вывоз культурных ценностей со своей территории. Белоруссия и Казахстан своими законами запретили безвозвратный вывоз культурных ценностей любой древности. И не собираются от своих запретов отказываться. Почему же, как предлагают авторы проекта, Россия должна все разрешить, да еще и отдать ЕАЭС право устанавливать порядок вывоза?

Я и мои коллеги считаем, что новый закон о ввозе и вывозе культурных ценностей в такой редакции ни в коем случае нельзя принимать!