«О Елене Образцовой с любовью…»

Мир простился с королевой русской оперы Еленой Образцовой

В храме Христа Спасителя состоялись литургия и отпевание. По окончании службы тело всеобщей любимицы было предано земле на Новодевичьем кладбище.

Особо скорбят о певице и замечательном, душевном человеке работники Мемориальной усадьбы Шаляпина, где сейчас проходит выставка «О Елене Образцовой с любовью…». Ее куратор, ученый секретарь Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Татьяна Гинзбург, рассказала «МК» о редких фотографиях певицы, ее уникальных сценических костюмах и жизни закулисья.

Мир простился с королевой русской оперы Еленой Образцовой
Елена Образцова. Середина 80-х гг.

«Петь начала с 5 лет. И сразу… вальсы Штрауса»

— Открытие выставки состоялось 14 октября 2014 года, — рассказывает Татьяна Гинзбург. — Сроки переносились. Елена Васильевна была не очень здорова. Мы хотели, чтобы она лично присутствовала на открытии, нам важно было сделать для нее подарок к 75-летнему юбилею. В нескольких залах были собраны как известные, так и редкие фотографии, которые неизвестны были даже самой героине. Например, увидев свой детский снимок, Елена Васильевна воскликнула: «Ой, где вы его взяли? Я впервые его вижу!» На фото — девочка с косичками, но во всем облике уже виден твердый характер. Она ребенком пережила блокаду. Помнила воздушные тревоги, бомбоубежища, очереди за хлебом в 40-градусный мороз, больницу под окном, куда свозили трупы, страшный голод, когда варили и ели все, что было сделано из натуральной кожи. Но в то же время Елена Васильевна вспоминала, что ее бабуля, получая 100 граммов хлеба на руки в сутки, сумела сохранить в осажденном городе кошку Кенку… Эвакуировали их по Ладожскому озеру в Вологодскую область только весной 1942-го.

Лена Образцова в детстве.

Петь Лена начала с 5 лет. И сразу… вальсы Штрауса. Девочка часами просиживала около репродуктора. Уроки делала только под музыку, чем доводила до истерик соседей по квартире. Отец из командировки в Италию привез пластинки с голосами знаменитых певцов — Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Галли-Курчи, Тито Скипа. У него самого был восхитительный баритон, также он виртуозно играл на скрипке. Но когда дочь поступила в Консерваторию на вокальный факультет (а взяли тогда из 100 претендентов только троих), отец с ней год не разговаривал. Он хотел, чтобы Лена окончила радиотехнический институт, считал, что инженер — это та специальность, которая будет кормить ее всю жизнь. Но когда дочь на фестивале молодежи и студентов в Финляндии получила золотую медаль, он вывесил дома самодельный плакат: «Привет лауреатше!»

«Был период, когда Елена Образцова чуть не ослепла»

— На выставке представлены ноты из домашнего архива певицы. Например, произведение Малера «Песни об умерших детях» с пометками Елены Васильевны. У нее в жизни был период, когда она теряла зрение. Она долго не ездила на велосипеде, а когда села и поехала по полям, упала. Привыкла тормозить ногами, а тормоза на велосипеде оказались на руле. Произошло отслоение сетчатки, после операции начались травматические катаракты. Она почти не видела текста, и певице приходилось крупно дублировать надписи на клавире. Потом за границей ей сделали операцию — сначала на один глаз, потом на другой; к счастью, зрение удалось восстановить.

«Кота назвали в честь героя оперы «Аида»

— Все привыкли видеть Елену Образцову на фотографиях с собачками. Мы решили представить довольно редкий снимок, на котором оперная дива изображена с котом. На открытии выставки снимок с котом вызвал живейший интерес как у самой певицы, так и у ее дочери, Елены Вячеславовны. Присутствующие узнали, что кота звали Амонасро — в честь эфиопского царя, героя оперы Джузеппе Верди «Аида». В быту он был просто Амонасрик. В последний период жизни своей семьей она шутя называла четырех своих собак: Мишу, Дашу, Кармен и Музетту. В роли Графини в «Пиковой даме» она даже выходила с Кармен на сцену. А на служебном входе им выдавали два пропуска: на Елену Образцову и Кармен Образцову, артистку.

Елена Образцова дома. Москва. 1970 г. Фото: Валерий Генде-Роте

Близким было известно, что талисманом у оперной дивы была игрушечная собачка Бобка с глазами-пуговицами. Ее купила мама Елены Васильевны во время беременности, когда ждала дочку. Собачка была единственной игрушкой маленькой Лены в военные годы. Певица рассказывала, что когда ей нездоровилось, а надо было выходить на сцену и петь, она сажала на рояль Бобку. И собачка неведомым образом ей помогала!

«Учила студентов, показывая настоящий череп»

— На свои мастер-классы Елена Васильевна приносила настоящий череп. Их у нее было два. Один из черепов ей подарил Михаил Шемякин, у него было высокое небо. Певица не исключала, что он хорошо пел. Черепа ей были нужны для наглядности. Организм певца — резонирующий орган, которым нужно умело управлять. Показывая на лобную долю, носовые пазухи, преподаватель рассказывала, куда надо направлять столб воздуха и где у нас находятся резонаторы.

Мастер-класс Елены Образцовой. Москва, 2013 г.

«Пять с плюсом»

— На выпускном экзамене в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова председатель комиссии Софья Преображенская поставила Елене Образцовой «пять с плюсом». Такая оценка не ставилась в учебном заведении более сорока лет. На сцене Большого театра она дебютировала в роли Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов», будучи еще студенткой. Без единой оркестровой репетиции! Елена Васильевна рассказывала, что от страха находилась в полуобморочном состоянии, мысли за кулисами у нее были одни: «Борис Годунов» может идти и без сцены у фонтана, а я не выйду…» Тогда ее под руки подхватили «паны», коллеги по сцене, и вывели к зрителям. Ее партия была принята на ура!

«Была наполнена предощущением счастья»

— Елена Васильевна рассказывала, что ее фотография в белой шапке была сделана в Японии. После фотосъемки в студии она готовилась пойти на первое свидание со своим будущим мужем, дирижером Большого театра Альгисом Жюрайтисом, и была наполнена предощущением счастья. Это отразилось и в глазах, и в настроении на снимке.

Костюм Шарлотты из оперы Массне «Вертер».

«Одевая Елену Образцову, костюмер говорил: «Моя гитара!»

— Еще одна из граней творчества Елены Васильевны — это ее режиссерская работа. В 1986 году она взялась за лирическую драму Жюля Массне «Вертер». Образ героини Шарлотты был с певицей многие годы. Она писала ей письма, была с ней в очень сильном эмоциональном контакте. И, наконец, решила осуществить эту постановку в Большом театре. На выставке представлен костюм Шарлотты. Я поразилась, насколько он тяжелый, когда мы надевали его на манекен. А ведь в нем не просто нужно было ходить, но еще и петь. Удивительно, но в громоздком платье Елена Образцова выглядела очень изящно. Кто-то из костюмеров Большого театра говорил, одевая Елену Образцову: «Моя гитара!» — настолько женственная фигура певицы ассоциировалась с этим музыкальным инструментом.

«Вдруг на сцене запел сам композитор»

Елена Образцова тесно сотрудничала с композитором Георгием Свиридовым. Специально для нее он написал вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока». Сам выступал на ее концертах в качестве аккомпаниатора. Однажды, когда Елена Васильевна исполняла «Невесту» Блока, вдруг запел сам Свиридов. Певица остановилась, начала исполнение заново — и снова вдруг вступил композитор. Оказалось, что в какой-то момент певицу подвела память, она заменила одно слово на другое, с чем никак не мог согласиться педантичный Георгий Свиридов.

Фото: Валерий Генде-Роте

«Любовь как ножом в грудь ударила»

— С Альгисом Жюрайтисом Елена Образцова была знакома задолго до того момента, как у них начались романтические отношения. Они вместе работали в Большом театре. Но вот случилось так, что обрушилась любовь, — Елена Васильевна признавалась: «Любовь как ножом в грудь ударила». Для певицы это был, конечно, драматический момент, потому что у нее была семья, дочь-подросток. (Первым мужем Елены Образцовой был физик-теоретик Вячеслав Макаров.) Но она не могла пойти против своей любви, потому что считала, что человек всю жизнь должен быть наполнен любовью. Вместе они прожили 17 счастливых лет.

На репетиции с дирижером А.Жюрайтисом. Концертный зал имени Чайковского, февраль 1980 г. Фото: Валерий Генде-Роте

«Лучшая Кармен — Елена Образцова»

— Знаковой ролью для Елены Образцовой стала роль Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Когда в Испании, в Барселоне, проходила серия спектаклей «Кармен» с разными исполнителями, лучшей красавицей испанкой была признана… Елена Образцова. Публика ревела на ее выступлении, как на корриде! На открытии выставки певица поделилась, что роль ее возлюбленного Хозе исполнил тогда Пласидо Доминго, а партию Эскамильо пел испанский баритон, красавец Хуан Диас. В четвертом акте он так по правде поцеловал Елену Васильевну, что она на миг забыла и слова, и музыку. В роли Кармен она выходила на сцену несчетное количество раз. В Большом театре, чтобы изобразить дикарку, движимую страстями, она пела босиком. Когда спектакль в Венской опере ставил Дзеффирелли, чтобы наглядно показать, какой должна быть Кармен, он укусил оперную диву за плечо.

В роли Кармен в опере Бизе «Кармен». Москва, Большой театр, 1976 г. Фото: Валерий Генде-Роте

Любимая роль — Марфа из «Хованщины»

— Когда Елену Васильевну на выставке спросили о любимой роли, она сказала: «Это Марфа из оперы Мусорского «Хованщина». Ей близка была эта ведунья, которая была не только политиком, но и сильной женщиной, которая ради веры и чувства закончила жизнь в огне. Певица признавалась, что после спектакля она шла из театра, как из церкви — чистая, как после причастия.

В храме Христа Спасителя прошло отпевание Елены Образцовой

В храме Христа Спасителя прошло отпевание Елены Образцовой

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру