Как пятицентовая монета подвела выдающегося советского разведчика полковника Абеля

Об этом рассказывает фильм Спилберга

Разносчик газет Джимми Бозарт всегда мог рассчитывать на чаевые, которые он получал от двух школьных учителей, живших на шестом этаже дома №3403 по Фостер-авеню в нью-йоркском районе Флэтбуш. Каждую неделю они платили ему 50 центов за «Бруклин игл», стоившую 35 центов. Для 13-летнего мальчика, да еще в 1953 году это были серьезные деньги. «Вы редко от кого получали чаевые в 15 центов», — вспоминает мистер Бозарт, которому уже стукнуло 75 лет.

Об этом рассказывает фильм Спилберга

Кто мог подумать, что именно эти щедрые чаевые сыграли важную роль в исторической саге советского шпионажа в Соединенных Штатах? Какая-то пятицентовая монета? Ныне она одно из главных действующих лиц вышедшего фильма Стивена Спилберга.

Пятачок, который погубил знаменитого советского шпиона полковника Абеля, в этом фильме «замечен не был», но он стал частью бруклинского фольклора, который нередко куда увлекательнее официальных исторических версий. Более того, он помог разносчику газет Джимми разбогатеть. Кем только не был за эти пятьдесят с хвостиком лет Джимми! Он занимался и ресторанами, и дискотеками, мало-помалу инвестируя в них. Даже домами отдыха! И пятачок эпохи «холодной войны» стал его амулетом.

— Это он помог мне на старте, — вспоминает сейчас мистер Бозарт.

22 июня 1953 года он спускался по лестнице дома №3403, весело считая учительские чаевые. Вдруг он споткнулся. Мелочь выпала из его рук и рассыпалась по ступенькам. Удержавшись, Джимми начал собирать ее.

— Я нашел помимо чаевых «орла» от джефферсоновской монеты, достоинством в пять центов, на котором изображен сюжет Монтиселло, — говорит Бозарт. (Монтиселло — поместье Джефферсона. — М.С.)

Неизвестно каким образом этот «орел» отделился от «решки», которая откатилась от него на несколько футов. Именно в «решке» был запрятан тончайший микрофильм.

Вернувшись домой на 43 стрит и Авеню Д, Джимми показал свою находку отцу, работавшему грузчиком на Центральной железной дороге Нью-Йорк, Тот поднес микрофильм к лампе и стал рассматривать его сквозь лупу.

— Он выглядел как миниатюрная карта с восьмизначными или десятизначными номерами, выстроенными в колонку, — говорит Бозарт.

Затем в детектив с пятаком Джефферсона вступает девочка-восьмиклассница из школы святой Терезы, дочь детектива, работавшего в 67 участке нью-йоркской Полиция. Джимми отнес странный пятак на дом своей школьной подруги. Но детектива там не оказалось. Тогда Джимми пошел играть в мяч.

Когда детектив и его коллеги узнали о находке Джимми, они тут же бросились на его поиски.

— Они заглянули даже в церковь, куда ходила моя мать, и начали разбирать деньги от игры в бинго на случай, если бы она использовала пятицентовик, принесенный мною домой. Забрали они и выручку мороженщика из «Доброго юмора». А вдруг я решил полакомиться у него? Наконец, они нашли меня и стали спрашивать, куда я дел этот никель? (Никель — пятицентовая монета. — М.С.)

Джимми отдал детективам монету, и больше ничего о ней не слышал. Но вот через четыре года, осенью 1957-го, возвращаясь домой на каникулы, а учился Джимми в политехническом институте Ренселиер, он увидел отца, стоявшего на верхотуре лестницы в окружении газетных репортеров.

— Мы жили в весьма скромном доме, на первом этаже которого был пивной бар. К нам никогда никто не приходил. Из нашего дивана выпирали пружины, — говорит Бозарт.

Бозарты даже не подозревали, что полая монета с микрофильмом, найденная Джимми, была идентифицирована советским шпионом-перебежчиком, который привел агентов ФБР к полковнику Рудольфу Абелю, асу разведки. Он был арестован в июне 1957 года. Оказывается, перебежчик по ошибке использовал монету с микрофильмом в качестве чаевых.

В фильме Спилберга «Bridge of Spies» рассказывается история адвоката Джеймса Доновэна, защищавшего Абеля из «чертовского принципа». В сцене ареста полая монета вскрывается при помощи бритвы.

На процессе Бозарт выступил в качестве второстепенного свидетеля. Пятак, несмотря на всю свою «увлекательность», не оказался главным свидетельством в процессе против Абеля. Тем не менее, история мальчика-газетчика и полой монеты словно загипнотизировала людей. Один из поклонников Джимми купил ему в подарок целый автомобиль — «Олдсмобиль». Но подарок оказался не по зубам Джимми, и он продал его через год. На вырученные деньги он купил акции компании «Texas Gulf Sulphur».

— Нам «намекнули, что были найдены самые большие залежи серы где-то в Канаде, — вспоминает Бозарт. — Все было как нам советовали, и мы заработали кучу денег. Было ему тогда 18 лет.

С тех пор Джимми занимался самым разнообразным бизнесом, включая большим. Производство электроники, торговых автоматов, даже диско «Ледовый дворец» на Файр-айлэнде (fire — огонь), то есть лед и пламя, стриптиз на Лонг-Айленде под названием «Золушка», ресторан в Хэмптоне (нью-йоркская Рублевка), диско «Красный попугай» на Вес 57 стрит, сеть ресторанов во Флориде. (Он даже привлекался к суду за махинации в стрип-клубе.) Среди партнеров Джимми были знаменитые букмекеры и отмыватели денег.

Жажда успеха неутолима. И Джимми неутомимо ищет его.

— Я жажду вновь найти пятак Абеля, — говорит он.

Кстати, эта монета демонстрируется сейчас в музее «Ньюзеум» в Вашингтон

Принадлежит же монета с микрофильмом ФБР…

Неисповедимы пути Господни. Один и тот же пятачок погубил великого шпиона и обогатил посредственность. Как говорят в подобных случаях — Судьба!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру