Режиссер Алексей Учитель: «Наш фильм выйдет весной 2017-го»

Мастер и «Матильда»

28.04.2016 в 19:44, просмотров: 9701

На днях в редакцию «МК» на онлайн-конференцию пришел известный российский кинорежиссер и продюсер Алексей Учитель. Вопросов от читателей было очень много, ведь кино, как известно, — это важнейшее из искусств. Отдельные ответы Учителя, самые важные, мы предлагаем вашему вниманию.

Режиссер Алексей Учитель: «Наш фильм выйдет весной 2017-го»
Фото: пресс-служба режиссера

— Алексей, мне интересно ваше творчество, у вас много регалий и наград. Какими вы гордитесь больше всего?

— Горжусь любой наградой. Когда режиссер говорит, что его награды не интересуют, — не верьте. Это как в футболе: если завоевываешь золотые медали, то к тебе другое отношение. Творить только для себя невозможно. Награды есть, и каждая из них по-своему дорога. Я два раза участвовал в борьбе за «Оскар», но пока до статуэтки не дошел.

— Как вы оцениваете современное российское кино? Кого стоит смотреть? И на какого зрителя вы ориентируетесь?

— Мой лозунг один — это высокохудожественное кино для широкого зрителя. Сочетание почти невыполнимое, но нужно держать планку, чтобы кино было во всех компонентах высшей пробы. По крайней мере, стоит пытаться это делать. Что касается российского кино, я убежден, что во все времена — и в советские, и сейчас — было очень мало хороших фильмов. И в американском кино их не так много. Проблема в том, что в сегменте среднего уровня мы проигрываем. Кино — это индустрия, не только творчество. Сейчас около 15% зрителей смотрят российское кино, это очень мало. Надеюсь, что нынешний год станет переломным, в нем должны выйти масштабные, большие картины, их в этом году будет 5–6. Я думаю, что мы сумеем обратить внимание нашего российского зрителя на отечественные фильмы.

— С какими сложностями пришлось столкнуться во время съемок фильма «Матильда» о Матильде Кшесинской?

— Идею фильма «Матильда» придумал Владимир Винокур, которого, в свою очередь, навела на мысль жена-балерина. Эта картина уникальна по актерскому составу: у нас есть и иностранные актеры, и очень много наших звезд. Собрать такое созвездие — тоже непросто. А еще всех держать на площадке… «Матильда» — самая масштабная и огромная картина для меня, сшито 7 тыс. костюмов. Массовка мне говорила, что со времен «Войны и мира» такого не было. Построили уникальную декорацию Успенского собора Кремля, где сняли коронацию Николая II. Мы до сих пор эту декорацию не разрушили — я считаю, что ее надо сохранить и водить туда экскурсии. Сложность была в том, что 12 часов массовка стоит в полном облачении. Дежурили по две «скорые помощи». Были и экстремальные ситуации, на грани… Данила Козловский у нас играет то в воде, то в огне, когда у актера реально горит одежда, он находится на пароме, объятом пламенем. Если все это сделано профессиональной командой, то и смотрится на экране интересно. Наш фильм выйдет весной 17-го года, и я советую зрителям уже сейчас бронировать места.

— Почему исполнительницей главной роли стала польская актриса Михалина Ольшанская?

— Я на эту роль пробовал около 300 актрис, и ничего не получалось. Одно из главных качеств режиссера — это интуиция. Если ты проигрываешь в главных актерах, то никакого кино не будет. И когда я уже пришел в отчаяние, наш директор рассказал про Михалину Ольшанскую. Приехала девочка, которая заканчивала театральную школу в Варшаве. И замечательно себя на пробе показала! Это была ее практически дебютная картина. Но вот недавно прошел Берлинский фестиваль, панорама открывалась чешским фильмом, где наша Михалина сыграла главную роль и стала звездой. Это значит, что она обладает удивительным талантом, и я рад, что Ольшанская будет играть у нас.

— Назовите, пожалуйста, свои самые любимые зарубежные фильмы. Кто из иностранных режиссеров вам творчески близок?

— Есть режиссеры, которые на вас действуют. Не только их фильмы нравятся или нет, они тебе по духу близки, ты хотел бы чувствовать как они. Смотря на экран, ты понимаешь, что ощущаешь то же самое, но не можешь в себе это открыть. И еще бывает, что я не понимаю, как это сделано, и сам не могу так снять. Когда есть загадка — это высшая степень. Из последних картин на меня произвел впечатление фильм «Выживший» Алехандро Иньярриту. Это один из самых интересных режиссеров современности. Горжусь тем, что мы с ним сидели на одной пресс-конференции, когда его фильм был номинирован на «Золотой глобус». Тогда удалось с ним побеседовать.

— Правда ли, что вы интересуетесь футболом, и если да, то за какую команду болеете?

— Футбол обожаю, потому что футбольный матч как фильм, он идет полтора часа. Прекрасные есть актеры, знаменитые и не очень. А тренер — это режиссер, он строит комбинации. Я в детстве мечтал стать тренером, даже тайно от родителей узнавал, как поступить в институт физкультуры. В 2018 году у нас будет чемпионат мира, а лет шесть назад я предложил известному режиссеру Александру Рогожкину снять сказку «Игра» — фантазию, комедию о том, как чемпионат мира проходит в России и мы выигрываем. Возможно, что этот фильм и сподвиг руководителей спорта к тому, что его надо провести?

Подготовил Александр МЕЛЬМАН.