В театре «Модернъ» устроили «Похороны в Калифорнии»

Пьесу Рустама Ибрагимбекова поставили в мягком варианте, и получился «Золотой каньон»

02.10.2016 в 18:11, просмотров: 2811

В театре «Модернъ» под руководством Светланы Враговой в третий раз ставят Рустама Ибрагимбекова. Он стал своего рода Чеховым этого театра. Но трактуют его сочинение так, что зрители оставляют на сайте записи: новый спектакль – просто не Ибрагимбеков, а Шекспир вперемешку с Брехтом.

В театре «Модернъ» устроили «Похороны в Калифорнии»

Рустам Ибрагимбеков – известный драматург и режиссер, совместно с Никитой Михалковым он осуществил такие кинопроекты как «Урга, территория любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник». В Баку у него свой театр «Ибрус». Живет он между Москвой и Лос-Анджелесом, а когда-то и Баку, куда после участия в предвыборной президентской кампании стало все сложнее приезжать. С 2001 года в репертуаре театра «Модернъ» сохраняется его «Петля», поставленная им совместно со Светланой Враговой. Олег Царев сыграл там офицера, участвовавшего в убийстве Распутина, а затем эмигрировавшего в Париж. В 2008-м Ибрагимбеков поставил в «Модерне» спектакль «Мои дорогие мужчины», а теперь здесь появилась вестерн-комедия «Золотой каньон» в постановке Светланы Враговой и Олега Царева по его пьесе «Похороны в Калифорнии».

Это прямо-таки нетленная пьеса. Она и теперь живее всех живых, хотя написана давно. Ибрагимбеков ставил ее в Баку, и тогда она звучала, и теперь - на злобу дня при всей своей условности. В спектакле «Золотой каньон» нет городка с портретами женщины в черном и лозунгами «Слава – Вдове», «Будем все, как Вдова!», «Да здравствует покровительница Золотого каньона!». Его заменил деревянный помост, напоминающий универсальную декорацию для пьес в стиле кантри. Театр избрал более щадящий вариант, никакой крамолы не замышлял, решил повеселиться, попеть, потанцевать. Но этого все-таки мало для пьесы Ибрагимбекова.

У героев почти нет имен. Путник, Хозяин, Гробовщик – этого достаточно. Как в притче. События происходят в небольшом городке золотоискателей Золотой каньон. В «Модерне» это Дикий, Дикий Запад в карикатурном виде, но непонятно, стремились ли к пародия авторы спектакля. Это почти неподъемное дело - надо быть Тарантино. Хотя есть чистой воды театральные перестрелки, пальба, ковбои в шляпах. В сонм персонажей врывается куда более знакомый герой – ВДВшник в голубом берете, тельняшке, с доморощенным плакатом в руках. Он против проституток и мог бы принести кровь младенцев, демонстративно испражниться на то, что оскорбляет его чувства.

А в остальном это абстрактный город Зеро – таинственный, закрытый для чужаков. Никто не знает дороги сюда, а если уж попал на его территорию с завязанными глазами, то и с открытыми не выберется. Управляет всем всесильный Хозяин. Он что-то кричит с балкона за спинами зрителей, но так долго, что с повернутой к нему головой не просидишь. Рядом с ним – прекрасная женщина Элеонора, Черная Вдова – востребованный, кстати, кинематографический персонаж. Играет ее, словно леди Макбет или Гертруду, Мария Орлова. Границы дозволенного у нее размыты. В брючном костюме с перевернутой спиной, так что пуговицы пиджака оказываются ближе к ягодицам, Вдова ходит по деревянному помосту, как по подиуму – холодная красавица, способная на все.

Устоявшийся распорядок нарушит появление человека, которого никто не ждал. Его считали погибшим и как раз собирались отметить его уход. А он явился из бездны почти как призрак, тень. Его неверная жена давно нашла утешение в объятиях другого.

Способные молодые актеры, в которых чувствуется жажда работать, вносят благотворную энергию в агрессивный по отношению к зрителю спектакль. Проститутку Китти играет Александра Богданова. С ее выхода все и начинается. Одета она и двигается как Мэрилин Монро. Думаешь, когда же начнет развеваться белое платье, как в знаменитых кадрах, где Монро стоит на вентиляционной решетке метро. В театре решили эту сцену изобретательно. Никакого вентилятора нет, мужчины окружают новоявленную Монро, руками развевают ее подол. В финале Китти со своим молодым избранником отправляется куда-то далеко. Актеры развернут помост, так что он приобретет контуры аэроплана. Что будет дальше, жизнь или смерть, можно только гадать. Но надежда лишь на молодых. За их спинами – сплошная чернота.