Замдиректора музея Исаакий объяснил, почему на переезд нужно два года

25 тысяч экспонатов за три недели даже не опишешь

Петербургские чиновники попросили Николая Бурова «ускориться» с «освобождением» Исаакиевского собора. Музей якобы должен «съехать» к Пасхе, 16 апреля. При этом никаких официальных документов по этому поводу нет — вся фабула держится на устной просьбе властей. Что будет с экспонатами, с работниками музея, наконец, с реставрационными планами, которые рассчитаны на год и предполагают именно музейный режим работы Исаакия? Об этом «МК» поговорил с заместителем директора по эксплуатации музея Борисом ПОДОЛЬСКИМ.

25 тысяч экспонатов за три недели даже не опишешь

«У нас такой забавный город, — слегка посмеиваясь, говорит Подольский. — Новости рождаются и лопаются, как мыльные пузыри, а по факту ничего не происходит. Дело в том, что вчера был разговор за столом в городском комитете по культуре. Как это часто бывает, некто «сверху» предложил «решить вопрос» о переезде экспонатов к Пасхе. Мы встретились с чиновниками, объяснили, почему это невозможно, и разошлись. Все. Никаких бумаг или официальных распоряжений нет. Музей работает в обычном режиме, реставрационные работы идут по плану. С церковью сотрудничаем по-прежнему — у нас есть договоренности, службы проходят».

По предварительным подсчетам, при скоропостижном «выселении» музея из собора без работы останутся 160 сотрудников. Среди них много молодежи, людей, у которых кредиты. Возникнут трудности и с вывозом экспонатов. Речь идет о «переезде» 25 тысяч экземпляров — за месяц, по мнению директора Николая Бурова, это точно невозможно. При таком объеме и ценности предметов нужно проводить специальный тендер на перевозку экспонатов, находить средства, наконец, делать опись и упаковывать их. По предварительным данным, экспонаты из Исаакия готов был принять Музей истории Санкт-Петербурга, с которым, в случае передачи собора РПЦ, фактически сольется ГМП «Исаакиевский собор». А перемещение экспонатов по факту займет не менее 24 месяцев, но никак не три недели.

Характерно, что «просьба» властей появилась сразу после объявления согласования даты очередного митинга в формате гайд-парка «за сохранение Петербурга». Оппозиционные депутаты ЗакСа организовали очередную встречу на Марсовом поле, которую Смольный поначалу не хотел согласовывать (дата 19 марта оказалась якобы «занята другим мероприятием»). Власти дали «добро» на «гайд-парк», но на день раньше и при условии, что протестовать будут не больше 200 человек. На фоне последних новостей на Марсово поле, очевидно, придет гораздо больше людей, и некоторые активисты считают, что такой вброс в СМИ — провокация.

Депутат Борис Вишневский напоминает, что официального обращения от властей не было. А единственная бумага, по которой Исаакий якобы может отойти церкви — распоряжение городского комитета имущественных отношений, — сейчас оспаривается в суде. «Что уже готовят вывоз — это неправда, — говорит Вишневский. — Никакого решения о передаче собора нет, и я надеюсь, что и не будет. В результате наших общих усилий».

Парламентарии Оксана Дмитриева и Максим Резник написали письмо Владимиру Мединскому с перечислением перечня законов, которые нарушает такой оперативный переезд музейных ценностей. Дмитриева напоминает, что «музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, отчуждению из государственной собственности не подлежат».

Напомним, в январе губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора церкви «решен», после чего в городе прошла серия акций протеста. Некоторые горожане обратили внимание, что в этом году собор не работал 8 марта, хотя обычно праздничный день, наоборот, привлекает больше туристов.

Кстати, по словам замдиректора по научной работе Музея истории религии Екатерины Терюковой, переезд музея из помещений Казанского собора, также переданного РПЦ, длился почти 10 лет — с 1991 по 2001 год. При этом некоторые экспонаты для перемещения в новое здание приходилось разрезать на части. А потом на месте реставрировать. В том числе пришлось размонтировать на две части одну из немногих уцелевших монументальных фресок Василия Сурикова «Четвертый Вселенский собор в Халкидоне».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27345 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Музей превратился в театр абсурда

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру