Режиссер Андрей Сильвестров провел кастинг московских прорубей

Героем фильма «Голова. Два уха» стал пастух из Воронежской области, которого развели мошенники

11.06.2017 в 19:55, просмотров: 3983

Современное и по большей части молодое российское кино, представленное в Сочи, - это обманутые надежды и нечто недосказанное, необычные герои, играют которых не только актеры, но даже пастух и женщина-лесоруб.

Режиссер Андрей Сильвестров провел кастинг московских прорубей
Андрей Сильвестров

Реплика из «Блокбастера» Романа Волобуева многое определяет в том, что мы видим на экране: «Ночь. Темно. Россия». И этим все сказано.

Героем фильма «Голова. Два уха» Виталия Суслина стал скотник Иван, которого первый встречный позвал в город работать охранником. А он и рад, собрался по-быстрому и рванул в неизвестность, став жертвой мелких мошенников. Это реальная история исполнителя главной роли Ивана Лашина – деревенского пастуха. Он стал еще и соавтором сценария. Доверчивый парень - совсем уж чистый лист, дитя природы. Как такого поднялась рука обидеть? Городские благодетели купят ему дешевый костюм и рубашку, дурацкие ботинки не по сезону, заведут липовую трудовую книжку, придумают должность продавца-консультанта бог весть какой конторы. А для него это чудо. Матери звонит, хвастает хорошей жизнью на зависть деревенским мужикам, выстроившемся в очередь у его дома, чтобы последовать вслед за Иваном в райскую городскую жизнь. Иван – вполне себе дурак, но в традицию русской сказки не вписывается: никакой смекалки. Он похож на подростка, а величают его Иваном Сергеевичем. В фильме задействованы: раздолбанный грузовик Ивана Лашина, его родной дом и даже мама-лесоруб. Два года назад на фестивале в Карловых Варах главный приз получила игровая американская картина «Боб и деревья», где главную роль сыграл настоящий лесоруб Тарасюк. Теперь и у нас нашлись последователи. Иван Лашин впервые оказался на море, увидел пальмы и магнолии. А подарил ему эту радость и еще раз новую жизнь Виталий Суслин – медик по образованию, потом уже закончивший режиссерский курс у Карена Шахназарова во ВГИКе. Не новичок в кино, он уже снял дебютный фильм «Дефиле», который теперь мало кто вспомнит. Прелесть картины «Голова. Два уха» - в естественности и простоте, отсутствии высокомерия со стороны режиссера, а главная ее ценность – маленький человек, о котором нам твердили в школьные годы. Он вызывает сочувствие и сострадание, а это уже немало. Но фильм как набросок, в нем нет финальной коды, от которой бы защемило сердце. Надменные коллеги отнеслись к фильму с легким презрением. Но он дороже гламурной глупости, наводнившей молодое российское кино, авторы которого могут только переливать из пустого в порожнее, заставляют своих героев торчать в гаджетах и социальных сетях. Настоящей жизни они не знают Отправить бы их на ферму, чтобы пришли в чувство.

Яркое впечатление производят кадры из фильма в стихах «Прорубь» Андрея Сильвестрова, где Михаил Ефремов в облике повязанного олигарха кричит: «Я пока еще в списке Forbes», а президент разговаривает с щукой. Необычный стихотворный сценарий написал поэт Андрей Родионов и Екатерина Троепольская. А снимался фильм в бассейне, куда актеров погружали, привязав им гири, чтобы не всплывали. Помогали водолазы. Требовалось прыгнуть в «прорубь», быстро произнести там текст и вынырнуть. Андрей Сильвестров провел под водой 14 часов, пришлось самому сыграть Нептуна – никакой актер не выдержал бы подводных трудностей. А говорит он голосом Сергея Чонишвили – человека из телевизора, который та же прорубь, поглощающая всех и вся. После нового опыта режиссер Сильвестров перестал смотреть «ящик».

Кино, по его мнению, - самое низкое из искусств, высокое – это поэзия. Невыносимость ада медиареальности он показал, опираясь на опыт художника Вермеера, картины которого тщательно изучил. В них всегда источником света является окно, а для современного человека - телевизор. «Я хотел снимать в 3D, но не нашел подходящей технологии, которая позволила бы все сделать на должном художественном уровне, - говорит Андрей Сильвестров, - К этому добавилось еще и безденежье. Я внимательно изучаю современные технологии. 3D – это чухня, недошаг к VR-технологиям, которые нас всех ожидают. Видеоблогеры – наше будущее». Чтобы найти подходящие документальные кадры пришлось провести кастинг московских прорубей (их было семь) и попутно изучить потенциал купающихся. Теперь приходится отвечать на вопрос: реальная ли прорубь на экране?

Вышупомянутый «Блокбастер» Романа Волобуева, в прошлом нашего коллеги-критика, заставил о себе говорить, отнюдь, не из-за художественной провокативности, скорее - из-за заявления на премьере. Волобуев намерен снять свое имя из титров, потому как не имеет возможности показать режиссерскую версию и вынужден довольствоваться вариантом волевого продюсера Илья Стюарта. В чем причина разногласий – так и осталось тайной. Но «Блокбастер» мало чем отличается от предыдущего дебюта «Холодный фронт». Примерно те же персонажи, та же жизнь. Столичная телеведущая, а в прошлом провинциалка (актриса Светлана Устинова), благодаря случайной встрече с еще более напористой провинциальной барышней (Анну Чиповскую превратили в быдляк), попадает в заварушку. Совсем не оригинальная история, но иногда с лихим трэшем. Дались нашим режиссерам точки микрокредитования – примерно такие же пройдет и Иван из «Головы. Два уха».

Так развлекаются большие, ну, а маленькие, хотя и с бэкграундом, пока наслаждаются безнаказанностью, позволительной в самом начале пути. «Время жить, время умирать» Михаила Полякова стала для ее авторов забавным приключением в новогодние каникулы. Собрались и сняли кино о кино – такое же доморощенное, как и большинство короткометражных фильмов, показанных в Сочи. Мать при смерти, а потом и актриса, ее играющая. Съезжаются взрослые дети (их играют Гоша Куценко и Любовь Толкалина), чтобы отдать ей последние почести. Работа кипит, режиссер у монитора, и остановить процесс из-за того, что актриса умерла на площадке, нет никакой возможности. Ей заклеивают веки, чтобы глаза не закрывались, и делают вид, что «мамаша» жива. Все это забавно, но пока только на уровне стеба, милой игры в киношку.

Леонид Рыбаков снял маленький фильм «Боги нефти» с Тимофеем Трибунцевым в роли деревенского жителя, решившего присосаться к нефтепроводу, чтобы скачать черное золото. Цель у него благородная - построить больницу и школу, и будет всем деревенским счастье. Только труба окажется космосом. В ней и пропасть можно. Это одна из немногих профессионально сделанных работ, не художественная самодеятельность. Леонид Рыбаков уже поработал в полнометражных проектах, а вот высот достиг, пожалуй, именно в коротком метре.

«Лодыжка» Александра Крутенкова (ученик Алексея Попогребского в МШК) основана на реальных событиях. Завидный жених, но импотент, мучает и калечит женщин, внушая им мысль о несовершенстве. А что ему бедному остается? У одной барышни якобы лодыжки разные, у другой - грудь не та. Вот и идут девицы под нож хирурга, становятся инвалидами. В «Половинках» Байбулата Батуллина (выпускник хореографического училища и только потом Московской школы кино, опять-таки курс Алекея Попогребского) девушка примагничивается к чужому жениху, у которого свадьба на носу. Как будто несчастье, зато у его невесты прибавилось лайков в соцсетях. Вот оно счастье. «Двойник» Екатерины Краснер – курсовая работа (курс Джаника Файзиева во ВГИКе) о ревнивой (не без основания) жене, которой муж предъявляет двойника. Истории даже занятные, но вертятся вокруг какой-то дребедени. Зато друзьям-товарищам нравятся. Вот и молодые зрительницы выходят после просмотра со словами: «Сегодня был триумфальный день».

Екатерина Гусева сыграла в короткометражке «Мать моя женщина» Анастасии Сафроновой родительницу взрослой дочери, забывшую давно, что она женщина. Девочка сводит ее со своим дружком, чтобы раскрепостил. И замухрышка расцветает на глазах. Известные артисты не гнушаются работы с начинающими, и правильно делают. Иногда, пусть редко, попадаются зерна среди плевел.

«Не пойман – не маньяк» - скажет в криминальных новостях Роман Супер в картине «Акадо» Кима Белова. И нам предъявят серийных убийц всех мастей. Евгений Цыганов душит своих жертв галстуком, а его благоверная оказывается Черной вдовой – травит мужей. Павел Табаков ходит по вызову в качестве ремонтника и при помощи дрели уничтожает рассеянных граждан. Такое ужасное кино. Кого-то бодрит.

На этом фоне выигрывает «Лалай-Балалай» актера МХТ им. Чехова Руслана Братова про укатавшихся на карусели мужчинах, а шире – про круговорот жизни. Собран отменный актерский состав. В крохотной роли некого босса - Александр Баширов. Минимум слов, минимум телодвижений, но как смешно. Преградили ему дорогу подвыпившие мужчины, кто-то прополз полуголым по зебре. А потом некто Маратович в исполнении Евгения Сытого закатает их до полусмерти, так что они только и будут тихо шептать: «Маратыч!». Звучит, как «Михалыч» из незабвенных «Особенностей национальной охоты». Но пик всего – «Тупик» Антона Сазонова. Копия «Нелюбви» Андрея Звягинцева, снятая параллельно. Тот ж лес, разводящаяся молодая пара и сбежавший от них ребенок.