ГИТИС отметил юбилей перформансом

Исследовав ДНК театра

В Московском музее современного искусства завершился проект «ДНК театра» — выставка-перформанс, которой Российский институт театрального искусства (ГИТИС) отметил свое 140-летие. Кураторами проекта выступили художник Алексей Трегубов и ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Исследовав ДНК театра

На 12 дней особняк на Гоголевском бульваре превратился в интерактивный исследовательский центр, лабораторию, попадая в которую любой желающий получал возможность посетить занятия всех факультетов знаменитого вуза. Своими глазами увидеть, как поэтапно из проб и ошибок рождаются талантливые спектакли, в которых через несколько лет будут играть новые Чулпан Хаматовы, Александры Петровы, Юлии Пересильд и Евгении Цыгановы (кстати, все они выпускники ГИТИСа).

Чтобы понять, как работает самый крупный вуз в Европе, нужно было пройти восемь залов, символизирующих восемь факультетов ГИТИСа. Для каждого Алексей Трегубов придумал свой цвет. Облачил студентов в стильные комбинезоны цвета своего факультета, чтобы посетители не забывали, что они находятся в театральной лаборатории.

Каждый день с 12 до 20 ч в ММОМА кипела напряженная работа. За время выставки было проведено около 100 открытых уроков, более 20 мастер-классов и встреч с известными педагогами и выпускниками, более 20 открытых репетиций и студенческих показов, 10 лекций и семинаров педагогов ГИТИСа, 6 концертов студентов и выпускников института, 3 презентации новых изданий.

В первый день на протяжении двух часов на вопросы зала отвечал заведующий кафедрой режиссуры ГИТИСа Сергей Васильевич Женовач, только что возглавивший МХТ им. Чехова. На следующий здесь препарировал «Вишневый сад» Дмитрий Крымов, потом проводили занятия мастера режиссерского факультета Сергей Шакуров и Леонид Хейфец, Иосиф Райхельгауз и Михаил Левитин. Александр Яцко пошел дальше — он пригласил зрителей поучаствовать в тренинге, разрушив «четвертую стену».

Расположившийся по соседству актерский факультет позволил посетителям в полной мере оценить, какой серьезный труд стоит за каждой сыгранной ролью. Помимо интереснейших занятий по актерскому мастерству курсов Сергея Голомазова, Бориса Морозова и Бориса Плотникова здесь кропотливо шаг за шагом, день за днем на занятиях по сценической речи разбирали каждое слово, каждую интонацию. Вместе с педагогом студенты работали над текстом пьесы «Трактирщица».

Тут надо сделать лирическое отступление. Все факультеты получили задание представить свое видение знаменитой пьесы. При чем здесь комедия Карло Гольдони? Все просто: по легенде со студенческого спектакля по этой пьесе началась история Художественного театра. Станиславский увидел спектакль, который Немирович-Данченко поставил в ГИТИСе (тогда Филармоническом училище) с юными Мейерхольдом и Книппер, и решил вместе с приглянувшимися ему актерами создать Художественный театр. Выходит, «Трактирщица» — своеобразный талисман института. Можно сказать, что с нее началась революция в истории мирового театра, а русская театральная школа впервые заявила о себе.

На втором этаже в абсолютной гармонии сосуществовали факультеты эстрады, музыкального театра и балетмейстерский. Изящные балерины и танцовщики за 12 дней привыкли танцевать под пение соседей — курса Владимира Панкова и тяжелой артиллерии в лице мастерских Георгия Исаакяна, Дмитрия Бертмана, Александра Бармака и Александра Тителя, Римаса Туминаса и Ивана Поповски, Лики Руллы и Дмитрия Белова.

Студенты продюсерского факультета на время выставки перешли от теории к практике: создали в соцсетях страницу «ДНК театра», откуда вели прямую трансляцию творческих встреч и занятий, работали с прессой и лично с каждым посетителем. Вместе со студентами-театроведами они помогали гостям сориентироваться, проводили по всем закоулкам выставки. Обязательно делали остановку на лестнице у 11 документов, спрятанных под стекло, где служебные записки с остроумными резолюциями нынешнего ректора встретились с благодарственным письмом 1950-х годов от хлеборобов целинных земель Алтая, а объяснительная записка срезавшего пилой замок студента 2016 года — с благодарностью фронтовому театру ГИТИСа, датированной 1943 годом, от гвардии красноармейцев. Здесь, по замыслу авторов, прошлое ГИТИСа встретилось с настоящим.

А о том, каким будет будущее не только театрального образования, но и всего театра в целом, создатели выставки спросили мастеров всех факультетов в специальном опроснике, их ответы объединили и издали единым буклетом. Несмотря на разницу мировоззрений, мастера сошлись в одном: человеку всегда будет интересен другой человек. Хочется в это верить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27659 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: ГИТИС исследовал ДНК театра

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру